быстрые зарядки для элктромобилей

Развитие технологий быстрой зарядки электрокаров стимулирует и рост рынка зарядных станций. Ожидается, что число «быстрых заправок» для к концу десятилетия достигнет 200 тысяч.

Сложность и скорость зарядки

«Продолжительное время, необходимое для перезаряда АКБ, остаётся основным препятствием, замедляющим широкое распространение электромобилей», – говорит Алеетер Хэйфилд (Alastair Havfleld), заместитель директора по исследованиям IHS (Information Handling Services) Automotive. По сравнению с дозаправкой автомобиля с двигателем внутреннею сгорания, перезаряд электромобиля требует гораздо больше времени – к примеру, для популярного Nissan Leaf это минимум четыре часа для заряда аккумулятора емкостью 24 кВтч с помощью бортового зарядного устройства мощностью 6,6 кВт. Если производители электрокаров преодолеют препятствие в виде долгого заряда АКБ, то количество автолюбителей, желающих сохранить экологию и сократить расходы на топливо, возрасет многократно. И здесь очень полезными окажутся технологии «быстрого заряда».

Электромобиль, подключённый к системе быстрого заряда, которая предлагает высоковольтный заряд постоянным током вместо более медленного заряда переменным током, может быть заряжен на 80% емкости АКБ всего за 30-40 минут. Это могло бы стать важным шагом на пути распространения электромобилей, занимающих вполне эквивалентные позиции наравне с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, когда эго касается дозаправки.

В IHS полагают, что быстрый подзаряд является необходимым шагом на пути к более широкому внедрению электромобилей, но потребуется разъяснить потребителям правила пользования таким средством передвижения – «пользователям, несомненно, придётся скорректировать свои привычки и стараться заряжать электромобиль заблаговременно», – считает Хэйфилд.

Японский стандарт впереди. Пока…

Одним из стандартов быстрого заряда, разработанных для электромобилей, является технология CHAdeMO, поддерживаемая, главным образом, в Японии. Основными ее сторонниками являются японские автопроизводители, включая Toyota, Nissan, Mitsubishi, и японские промышленные гиганты, такие как Fuji Heavy Industries Itd. и Tokyo Electric Power Co.

Технология CHAdeMO, в переводе «заряд для движения», начала внедряться в 2009 году с целью ускорения внедрения электромобилей в Японии, где они вызвали интерес и одобрение потребителей. Сегодня эксплуатируются почти 12 тыс. станций по технологии CHAdeMO, более 800 тыс. совместимых с CHAdeMO электромобилей по всему миру. Это составляет около 80% всех электромобилей на дорогах, с учётом высокой концентрации электромобилей, выпущенных в Японии: Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEv, Honda Fit EV и других.

Один формат для всех: CSS (Combo)

Конкурирующее с CHAdeMO решение комбинированная зарядная система (CCS, Combined Charging System) предлагает владельцам электромобилей использовать для всех доступных методов заряда единое заряжающее входное гнездо. Система включает однофазную зарядку при наличии источника питания переменного тока, высокоскоростную зарядку переменным током при помощи имеющегося в доме 3-фазного разъёма или на общественных зарядных станциях, зарядку постоянным током при наличии стандартного бытового оборудования и быструю зарядку постоянным током на зарядных станциях но всему миру.

Технология CCS при поддержке группы мировых производителей автомобилей (Audi, BMW, Daimler, Chrysler, Ford, GM, Porsche и Volkswagen) была представлена дли международной стандартизации в январе 2011 года. В свою очередь, компании BMW, GM и Volkswagen объявили о выпуске электромобилей на основе стандарта CCS.

Tesla идет своим путем: Supercharger

Калифорнийская компания Tesla Motors продвигает новый метод быстрого заряда. Так, Tesla внедряет по всему миру свою собственную сеть станций быстрого заряда, названных Superchargers. Эти станции работают на более высокой мощности по сравнению с конкурирующими технологиями заряда (CHAdeMO или CCS) и имеют специальный интерфейсный штекер, который может использоваться только электромобилями Tesla.

«Кроме фирменной технологии, зарядные станции Superchargers оснащаются достаточным количеством солнечных панелей, и владельцы электромобилей Tesla имеют возможность зарядки бесплатно чистой солнечной энергией в течение всего срока службы электромобиля. Эти действия Tesla Motors нацелены на широкое распространение электромобилей Tesla, что даст компании ощутимое преимущество над другими производителями оригинального оборудования, конкурирующими на том же рынке», – заявил ранее Хэйфнлд.

По состоянию на конец 2015 года Tesla открыла 584 станции Superchergers (в конце 2014 года их было 334). И в этом году их количество существенно увеличится.

Заряд будущего

До сих пор автомобильные зарядные станции не способствовали длительным поездкам на электромобилях, потому что станций все еще не так уж много, а процесс заряда батареи на них длится сравнительно долго. С распространением технологий «быстрой подзарядки» и соответствующих станций многие проблемы для потребителей будут решены. Но пока неизвестно, какая технология выиграет битву за потребителя – CHAdeMO или CCS.

Япония продолжает использовать CHAdeMO, тогда как европейские страны настроены на применение CCS. Другие страны, скорее всего, также будут использовать технологию CCS, поскольку она поддерживает и медленный заряд. Но независимо от того, какая технология будет использоваться, быстрый заряд постоянным током имеет решающее значение в продвижении электрического транспорта, в оценке его потребителями, а значит и для расширения мирового рынка электромобилей.