электромобили в спорте

Раньше электрокар был синонимом медленной езды, ситуация изменилась лишь недавно. Но могут ли электромобили войти в профессиональный автоспорт?

Уже вошли. Самая известная гоночная серия для электромобилей называется Formula E и представляет собой мировой чемпионат на 10 этапов, проводимый на 4-х континентах с организацией и поддержкой FIA. В гонках участвуют схожие болиды, построенные на базе одного шасси, но с возможностью собственной конструкции электромотора и трансмиссии, плюс различные мелкие доработки. Среди пилотов – как молодые «зеленые» пилоты, так и бывшие гонщики Formula 1 или других известных гоночных серий.

formula e renault

Чемпионат Formula E оказался очень интересен производителям авто: здесь уже гоняются Renault, ABT (Audi), DS (Citroen); хотят прийти Jaguar, Nissan, Volvo (первый – уже объявлено официально, другие – пока только в планах). В явных плюсах: «зеленый» имидж для компании, широкий территориальный охват, высокий официальный статус, низкие затраты за участие. В минусах: недостаток яркой борьбы гонщиков и стратегий, необходимость совершать плановый пит-стоп с заменой автомобиля на протяжении гонки ввиду того, что разряжается аккумулятор.

Причем мы говорим о гоночном этапе протяженностью 50-60 мин времени; электрокар требуется менять примерно на 25-й минуте гонки. Интересный факт, который показывает, насколько быстро расходуется заряд аккумулятора в настоящем «боевом» режиме. Добавим сюда характерную особенность электромотора выдавать большой крутящий момент с первых оборотов – и получим картину гонок, для которых электрокары подходят лучше всего: краткая по времени гонка, относительно небольшая трасса, но с массой поворотов и обгонов.

И подобных гонок существует несколько.

Во-первых – это гонка типа «подъем на гору Pikes Peak»: здесь на 20 км трассы приходится 157 поворотов! И именно здесь электромобили не только по-настоящему «засветились», но и победили «в абсолюте», обогнав абсолютно все другие автомобили с традиционными ДВС. Это произошло в 2015 году, победителем в абсолюте стал электрокар eO PP03 небольшой частной компании Drive eO, которая, кстати, гонялась в PPIHC (Pikes Peak International Hill Climb) в 2013-2014 годах (PP01 и PP03).

Drive eO

Покорить «гору» ранее пытались и другие электрокары, к примеру, спорт-прототип Mitsubishi MiEV Evolution (было несколько поколений) и схожий болид Toyota TMG EV P001/P002 (также парочка поколений). Эти электрокары неплохо выступали, были в числе лидеров в своей категории, но абсолютною победу одержал именно eO PP03.

Подобный формат – небольшая дистанция, быстрая гонка, много разгонов и поворотов – исповедует и ралли-кросс. Именно поэтому недавно Франк Вельш, директор департамента технического развития VW с начала 2016 года, «хотел бы увидеть электрокары как будущее ралли-кросса».

Еще одним примером развития гонок и электрокаров может быть драг-рейсинг. Здесь также требуется быстрый, динамичный разгон, в чем сильный электромобили, но не требуется длительная дистанция пробега, в чем они слабы. В Европе одним из ведущих разработчиков электрокара для драг-рейсинга снова-таки является компания Drive eO. Сегодня специалисты Drive eO уже построили электрический драгстер класса «профи», который проезжает ¼ мили (402 метра) за 7,63 секунды с «выходом» на финише на скорости 275 км/ч, что очень быстро.

Однако участие в гонках подобного типа не означает, что электрокары ограничены в других классах. Помимо уже упомянутой гоночной серии Formula E, сейчас полным ходом идет подготовка новой кузовной гоночной серии Electric GT, где за основу обещают взять электрокары Tesla Model S.

electric gt

Причем организаторы также обещают существенно не менять начинку электромобиля, а акцентировать внимание на его облегчении, подборе шин, настройке подвески и т.д. В итоге мы сможем в реальности увидеть, на что способны практически стандартные моторы и аккумуляторы Tesla Model S.

Кроме того, электромобили пробовали гоняться даже в Ле-Мане, на 24-х часовой гонке! Речь идет о болиде Nissan ZEOD RC, который впервые был предоставлен в 2013-м году и стартовал в Ле-Мане уже в 2014 году. Ясно, что электрокар не мог проехать полную дистанцию 24-часовой гонки, поэтому Nissan ZEOD RC являл собой подзаряжаемый гибрид, где совместно работали электромотор и литий-ион аккумулятор плюс 1,5-литровый 3-цилиндровый турбо-мотор.

Эксперимент вышел успешным и провальным одновременно. Так, Nissan ZEOD RC не сумел финишировать, электрокар-гибрид сошел из-за проблем с трансмиссией. В тоже время, Nissan ZEOD RC сумел разогнаться до 300 км/ч и проехать один полный круг Ле-Мана исключительно на электротяге, как электромобиль. Однако это именно тот случай, когда участие не менее важно, чем победа – радиальный электромобиль-гибрид официально стартовал и гонялся в Ле-Мане!

nissan electric

Nissan electric

Пока рано говорить о полной замене ДВС на электромотор, поскольку ряд соревнований – классическое ралли WRC, гонки серии WEC (Ле-Ман), ралли-рейды Дакар, кузовные гонки WTCC – требуют длительного пробега и прохождения большой дистанции. Здесь спортивные электрокары встречаются с теми же проблемами, что и их обычные, «гражданские» собратья: запас хода, емкость АКБ. Однако электрокары уже сегодня нашли свою нишу в спорте, ежедневно разбивая миф о медлительности их езды.