lucid электромобиль

За последние 2-3 года многие компании говорили «Мы сделаем конкурента Tesla», но немногие доводили дело хотя бы до состояния прототипа или выставочного образца. На этом фоне Lucid Motors явно отличается тем, что компания планомерно идет к созданию конкурента Tesla и, похоже, таки достигнет поставленной цели. Хотя еще совсем недавно о Lucid Motors никто не слышал, т.к. компания называлась Atieva, название Lucid Motors появилось буквально на днях – осенью 2016 года. Что ж, давайте посмотрим на историю Atieva/Lucid…

В самом конце 2007 года несколько энтузиастов своего дела основали компанию Atieva; изначально – как разработчика ПО для контроля аккумуляторов и процесса их зарядки. Одним из основателей Atieva стал Бернард Тце (Bernard Tse), который до этого занимал руководящие должности в Tesla Motors. Очень быстро компания пришла к производству собственных аккумуляторов и добилась в этой области немалых успехов: АКБ емкостью от 3 кВтч до 150 кВтч; для мотоциклов, автомобилей, автобусов; около 50 патентов на изобретения.

В 2013-м пришла идея создать собственный электромобиль, а в 2014-м году работы над проектом уже стартовали. Изначально были общие слова, рисунки-скетчи, планы; словом, все как в обычном старт-апе, половинная из которых заканчиваются делением денег инвесторов. Но спустя два года – в средине 2016-го – мир удивился: малоизвестная компания Atieva создала ходовой прототип Edna, созданный на базе… Mercedes Vito.

А удивляться было чему: крупный фургон обгонял такие быстрые автомобили, как Ferrari California, BMW i8, Dodge Viper, Tesla Model S. Ведь внутри Atieva Edna уже стояла начинка будущего премиального седана: электромоторы общей мощностью около 900 л.с. и с крутящим моментом около 700 Нм, а также АКБ емкостью 87 кВтч. Изначально Atieva Edna показала результат разгона 0-97 км/ч (0-60 миль/ч) на уровне 3,08 секунды, затем 2,97 секунды, а наилучшим результатом стала цифра 2,74 секунды; и еще раз напомним – это в формате крупного фургона.

Ожидается, что подобную начинку получит и первый электромобиль Lucid Motors: скорее всего, полный привод; электромоторы суммарной мощностью 900 л.с.; АКБ емкостью около 90 кВтч. В связи с переименованием компании пока остается вопрос с его названием: изначально планировалось Atieva Atvus, но теперь возможно название Lucid Atvus или Lucid Vision. Старт производства электрокара Lucid Motors запланирован на конец 2017 года или начало 2018 года, активные продажи – на 2018 год. Первоначальный план предусматривает производство 20 тыс. электромобилей в год с последующим выходом новых моделей (один или два премиальных кроссовера) и увеличением ежегодного производства до 120-130 тыс. электромобилей к 2020-2021 гг. Главные рынки – США и Китай. Конкурентами первенцу Atvus создатели называют Tesla Model S (конечно), а также BMW 7-серии и Mercedes S-класса, на что явно намекают фотографии готового прототипа электрокара.

В целом поражает не столько сам электромобиль: мощность в 900 л.с., динамика 0-100 км/ч быстрее 3 секунд, запас хода около 500 км – все это мы уже видели. Поражает проработка деталей и понимание реальности производства. Так, еще на этапе прототипа Atvus уже присутствуют описание деталей и салона, фотографии различных элементов – т.е. все это уже создано. Вот что значит ходовой прототип, а не «вау»-макет для выставки. Далее: Lucid Motors уже получила одобрение на льготы в размере $530 млн. от властей Калифорнии под строительство будущего завод. А это значит, что у компании есть реальный бизнес-план, расчет количества рабочих мест, пр.

Еще один интересный момент – работа с внешними инвесторами и внутренний «костяк» компании. Изначально к проекту Atieva присоединились Siemens, SK Group, Cecomp; одним из ключевых инвесторов в 2015 году стала китайская компания BAIC. Последняя попыталась диктовать свои правила, что закончилось уходом Бернарда Тце из компании Atieva и последующим уходом BAIC из данного проекта в сторону проекта NextEV. Разногласия состояли в том, где будут стартовать первоначальные продажи и какой рынок будет ключевым для Atieva: США или Китай. Косвенная информация указывает, что долю BAIC (25%) выкупил китайский миллиардер Цзя Юэтин – тот самый, что владеет LeEco (электромобиль LeSEE) и финансирует проект Faradey Future. И теперь для Lucid Motors другая проблема – как защитить свои инновационные наработки от китайского копирования? В тоже время, осенью Юэтин заявил, что у него есть проблемы с финансированием собственных проектов LeEco: с одной стороны, хорошо, что наработки Lucid просто не будет куда копировать; с другой стороны, как отсутствие денег скажется на финансировании проектов Lucid и Faradey?

В тоже время «костяк» Lucid Motors продолжает планомерно делать свою работу. И здесь, помимо Бернарда Тце, стоит отметить еще нескольких выходцев из компании Tesla. К примеру, Питер Роулинсон (Peter Rawlinson), который сейчас занимает пост технического директора Lucid; в компании Tesla он занимал схожую должность и был одним из создателей Tesla Model S. Еще пример – Питер Хасенкамп (Peter Hasenkamp), он отвечает за работу с поставщиками комплектующих; до этого занимался схожими задачами в компании Tesla, а еще ранее в компании Ford. Добавим сюда и Зака Эдсона (Zak Edson): в Lucid Motors он занимает пост директора по маркетингу; схожую должность занимал и в компании Tesla с момента дебюта Roadster до выхода на рынок Model S. Есть «толковые» люди и не из мира Tesla: к примеру, глава дизайнерского отдела Дерек Дженкинс (Derek Jenkins) – выходец из Mazda, создатель CX-5, CX-9, MX-5; или директор по производству Брайан Барон (Brian Barron), который отвечал за аналогичные вопросы производства в компании BMW.

Вот почему, невзирая на все проблемы с инвесторами, будущее Lucid Motors выглядит реальным. Просто здесь, кроме инвесторов с мечтами и планами, есть люди, которые четко понимают, что и зачем они делают. Вперед, Lucid!