tesla криша, батарея, электромобиль

Мы говорим Tesla – подразумеваем электрокары. Но сегодня электромобили Tesla – это отдельное подразделение Tesla Motors. А ведь еще есть и Tesla Energy: как несложно догадаться из названия, данное подразделение занимается энергетическими проектами: производство, хранение распределение электроэнергии. В данном случае, речь идет о компании Solar City, которая недавно была выкуплена Tesla, и аккумуляторах Tesla Powerwall 2 для домашнего использования. Илон Маск шел к этому долго – последние несколько лет – но он добился своего: все слияния и новинки наконец были заявлены осенью 2016 года.

Итак, давайте еще раз взглянем на структуру компании Tesla в целом и отдельно ее подразделений. Все началось с электрокаров Tesla, фактически компания стала первой в мире, которая была построена вокруг идеи серийного электрокара и у которой весь модельный ряд автомобилей является электрокарами. Подобное решение имеет массу преимуществ, из которых главными можно назвать защиту окружающей среды и отсутствие зависимости от нефти.

Однако электрокар передвигается не на воздухе, а на электричестве. Его необходимого где-то брать, проще всего – из розетки дома. Однако что делать, если дом обесточен вследствие урагана, нередкого для США? Что делать, если все массово начнут заряжать электрокары днем и от пиковых нагрузок «упадет» энергосеть? Если заряжать электромобиль ночью – это благо: избыток электроэнергии, сниженный «ночной» тариф и т.д. Но если электроэнергия нужна днем, в пиковое время?

В подобных случаях поможет система автономного питания Tesla Powerwall; причем сегодня в производство запущена уже следующая серия – Tesla Powerwall 2. Фактически речь идет о большом аккумуляторе, который пакован в отдельно-собранный корпус, оснащен преобразователем электроэнергии разного типа, имеет собственную систему охлаждения/отопления. Система автономного питания Tesla Powerwall 2 предлагает АКБ емкостью 14 кВтч с постоянной мощностью 5 кВт и пиковой мощностью до 7 кВт.

По заверения производителя, этого достаточно для электропитания небольшого дома в течение 1-2 суток. Стандартный 14-киловатный блок Tesla Powerwall 2 высотой 115 см весит 120 кг, стоит $5 500, имеет гарантию 10 лет. Кстати, у компании Tesla есть схожее решение и для промышленных объектов: система Powerpack емкостью до 210 кВтч и пиковой мощностью до 50 кВт.

А теперь мы переходим к третьему вопросу – где брать энергию, чтобы наполнять Tesla Powerwall 2 и заряжать электрокары Tesla? Вот для этого Маску и потребовалась покупка компании Solar City – производителя солнечных батарей. Уже анонсированы панели для крыши Solar Roof, похожие на привычную черепицу, но со встроенными солнечными батареями. По заявлениям производителя, цена подобной крыши будет на уровне затрат «крыша + электроэнергия»: т.е. дороже привычного покрытия, но если добавить электроэнергию… На выбор предложено несколько вариантов отделки: глянцевая, как стекло; ребристая, словно традиционная черепица; несколько вариантов цвета.

Откровенно говоря, не все благоприятно восприняли покупку компании Solar City, которая по итогам 2015 года оказалась в убытках, хотя до этого несколько лет была в прибыли: во время объявления о сделке акции Tesla заметно подешевели (а Solar City подорожали). Кроме того, наблюдалось и «кумовство» в лучших украинских традициях: основателя и владельцами Solar City выступали кузены Маска.

Но это «отмывание денег семьи» или нечто большее? Маск часто оказывался прав в своих идеях, которые на первый взгляд выглядели фантастикой. Вот и в этом раз следует смотреть на вопрос шире. Компания Tesla (точнее Tesla Motors) задала тренд на рынке автомобилей, все рванули создавать электрокары и кажется, что это уже не сиюминутное увлечение, а реальное изменение автомобильного рынка в среднесрочной перспективе.

Однако ресурсы Tesla ограничены, компания почти всегда работала «в минус», затрачивая деньги инвесторов на новые проекты: Tesla X и Gigafactory, Solar City и Tesla Model 3. К примеру, только Mercedes может позволить себе вложить 10 млрд.евро в разработку электромобилей – своих миллиардов, которые есть на счету, которые не нужно искать у инвесторов. Другой пример – концерн VW планирует создать до 20 электромобилей и гибридов в 2025 году. С такими масштабами денег, планирования, возможностей у производителей традиционных автомобилей компания Tesla Motors просто не может конкурировать – если остаться лишь производителем электрокаров, то Tesla банально сожрут, вопрос лишь в том «когда».

Именно поэтому Илон Маск снова делает шаг на опережение – и трансформирует компанию Tesla в глобального игрока энергорынка: добыча, хранение, использование.