BYD электромобиль

Китайская компания BYD известная украинцам как производитель недорогих автомобилей. И лишь знатоки вспомнят, что BYD предлагала на рынке Украины электрокар е6, причем достаточно давно – еще до массового появления Leaf иTesla. А что еще есть у BYD на электроприводе?

Компания BYD была основана в 1995 году и с тех пор занималась (и занимается) производством аккумуляторов для портативной техники. В 2003-м году, наблюдая за развитием китайского автомобильного рынка, компания BYD решает получить свой «кусок пирога» – создается автомобильное подразделение BYD Auto (далее просто BYD). Фактически для этого был выкуплен один из мелких китайских производителей автомобилей, от него «в наследство» достались такие простенькие авто, как BYD Flyer.

Но вскоре компания BYD разобралась, что и как делать на рынке – начали появляться собственные модели, расширятся производственные площадки (сейчас BYD может выпускать до 200 тыс. автомобилей в год). Одним из ключевых направлений в планах развития компании стали гибриды и электромобили.

Так, уже в 2008 году – спустя всего 5 лет после основания – у автомобильной компании BYD появился свой первый гибрид: седан BYD F3DM, где DM означает Dual Motor; исключительно на электротяге он мог проезжать до 60 км (согласно заводским данным). Дальнейшим развитием этого проекта стал полностью электрический BYD F3e с паспортным запасом хода до 300 км, однако это не был массовый электромобиль.

А дальше – посыпалось как из рога изобилия! Спустя год, в 2009-м, на рынок вышел BYD e6: первая модель, изначально созданная как электрокар; обещанный «паспортный» запас хода в 300 км; объединение кроссовера и минивэна. Наконец, один из первых электромобилей, который пришел в Украину «официально»: да-да, его продавали официальные дилеры BYD.

Сегодня BYD e6 уже давно ушел из Украины: наши покупатели не поняли китайский электрокар в странном формате за $50 тыс. Однако «в мире» проект BYD е6 жив и вполне успешен: к примеру, в Китае действует крупнейший парк электромобилей-такси, основу которого составляют 700 машин BYD e6. Эта модель предлагается на рынках Европы и США, также часто позиционируясь, как решение для такси. Словом, BYD е6 существует и поныне, причем это далеко не последний интересный продукт от BYD.

В 2010-м компания обратила свое внимание на… электрические автобусы! В 2012-м было создано СП в Болгарии для производства, в 2013-м получено разрешение ЕС на продажу электроавтобусов в Европе. И вскоре они таки появились на улицах европейских городов. Речь идет о целом семействе автобусов К9: городские и пригородные модели; разная длинна и вместимость (базовая модель 12 м и 31 пассажир); запас хода около 250 км. Эти автобусы уже работают в Германии, Испании, США, Китае. Со временем компания BYD расширила гамму электрических автобусов: сейчас здесь представлены модели длинной от 8 до 18 метров; 2-этажные автобусы и конструкции типа «гармошка»; пригородный автобус модели К11. Конечно, все с электроприводом. Сегодня BYD может выпускать до 7 000 автобусов в год.

Параллельно развивались и легковые автомобили BYD. Одним из самых знаковых автомобилей «новой волны» от BYD стал седан Qin (представлен в конце 2013, старт продаж в 2014-м). Изначально он спроектирован как мощный гибрид: суммарная мощность около 300 л.с.; динамика разгона «0-100 км/ч» менее 6 с; запас хода только на электротяге около 50 км. В начале 2016 года дебютировала и чисто электрическая версия этой модели – BYD Qin EV300: мотор на 160 кВт (218 л.с.); АКБ на 48 кВтч; обещанный запас хода около 300 км. Пока электрокар BYD Qin EV300 нашел около 1 тыс. покупателей, но основная модель – подзаряжаемый 300-сильный гибрид BYD Qin – очень популярен: за 1,5 года – около 40 тыс. покупателей, это рекорд продаж для гибридов и электрокаров!

И ведь одной моделью BYD Qin EV300 дело не ограничилось. В ближайших планах компании BYD – масса новых электрокаров и подзаряжаемых гибридов: Song и Yuan (новые кроссоверы); Tang (в основе лежит кроссовер S6); е5 (компактный седан). Эти модели уже представлены и готовятся к производству в ближайшем будущем, некоторые стартуют на рынке уже осенью 2016 года. Причем уже сейчас, с объемом выпуска 50-60 тыс.
гибридов и электромобилей в год, BYD является негласным лидером рынка электротранспорта в мире и Китае.

Интересно, что в большинстве электрокаров и гибридов BYD – и легковых авто, и автобусах – фигурирует аккумулятор типа LiFePO4, это новый тип литий-ион аккумуляторов. Видно, активно проявилось изначальное направление основной компании BYD (см. выше).

Аккумуляторы типа LiFePO4 выделяются малой потерей емкости со временем, высоким уровнем безопасности, повышенным напряжением каждого элемента (3,3В) и стабильностью напряжения во время использования и постоянного разряда АКБ. Среди минусов – более низкая удельная емкость «кВтч на 1 кг»: здесь они проигрывают примерно 14% относительно показателей аккумуляторов типа LiCoO2 (также относятся к общему классу «литий-ион АКБ»). Но если компания BYD сумеет победить эту проблему, то у нее в руках окажется один из лучших типов аккумуляторов для электрокаров – хотя бы малая потеря емкости чего стоит! И тогда BYD сможет надолго закрепится на рынке электромобилей, как один из лидеров и глобальных игроков.