tesla  автопилот

Компания Tesla умеет удивлять: сначала динамичный электрокар в виде Model S, затем «крылья сокола» на Model X, скоро ждем массовую Model 3. А теперь – мы ждем еще и полностью автономный электрокар, который Tesla может запустить в серию первой в мире.

Что такое «автономное вождение»? С одной стороны, если автомобиль умеет ехать сам – то он уже автономен; но подобное делают сотни традиционных автомобилей, у которых есть круиз-контроль. С другой стороны, в фильмах про будущее автомобили сами приезжают к нужному месту, забирают людей, отвозят их по заданному адресу. Между первым и вторым вариантом, согласно градации NHTSA (Национальное агентство безопасности на дороге, США), 5-ть степеней автономности. И вот 19-го октября 2016 года глава компании Tesla, Илон Маск, пообещал, что в скорее все электрокары Tesla получат автономное вождение наивысшего 5-го уровня. Может, звучит не слишком круто, но реально – это еще одна революция, которую снова делает Tesla!

Ведь что такое полноценное автономное вождение? Это именно то, что мы видели в фильмах о будущем: езда без любых действий со стороны человека!

Full Self-Driving Hardware on All Teslas from Tesla Motors on Vimeo.

Как этого удалось достичь? Сегодня многие компании работают над автономным вождением и уже не проблема сделать «частичную автономность» для движения по трассе. Это реализовано в функции «Автопилот» от Tesla, но реально схожие наработки в серийных автомобилях есть у десятков известных компаний: Audi, Infiniti, Citroen, VW, пр. Как правило, нет полноценной единой системы, здесь все набирается «по кирпичикам» из других, более мелких, систем.

Во-первых, активный круиз-контроль с радаром в переднем бампере: он отслеживает дистанцию до впередиидущего автомобиля – может давать команду на снижение скорости или полную остановку, если увидит что-то впереди; либо может давать команду на разгон и движение вперед, если «горизонт чист». Во-вторых, камера в верхней части лобового стекла для наблюдения за разметкой и удержания автомобиля в своей полосе движения. Также эта камера может использоваться для распознания знаков дорожного движения (к примеру, ограничения скорости).

Третье – различные датчики и сенсоры (фактически, «парктроник») по углам автомобиля, которые помогают в движении на низких скоростях, препятствуют перестроению в соседний ряд при нахождении там препятствия, и пр. Наконец, четвертое, лазерный радар (лидар) ближнего действия, который контролирует зону около 30-50 м перед автомобилем (дальше УЗ-датчиков парковки, но ближе дальнобойного радара активного «круиза»). Фактически ничего нового здесь изобрести нельзя, речь идет только об улучшении каждой составляющей и связке их в одну общую систему управления для ускорения работы.


Иллюстрация «Авторевю»

Похоже, что именно это и удалось сделать компании Tesla. Система автономного вождения использует 8-мь камер с круговым обзором на 360 градусов и дальностью обзора до 250 м; особый дальнобойный радар, который работает лучше других в дождь/туман/пыль; также использовано 12-ть УЗ-датчиков, которые умеют различать твердые и мягкие предметы. Причем не обошлось без интересных нюансов – к примеру, для обзора вперед использует сразу три (!) камеры: каждая имеет свой угол и дальность обзора, а вместе они дают системе объемную многогранную картинку; другие камеры (боковые, задняя) имеют дальность обзора 80-100 м.

И все это объединилось в одной платформе GPU Nvidia Titan, производительность которой в 40 раз превосходит предыдущие бортовые системы этого типа. Похоже, именно вычислительная мощность и скорость обработки данных позволяют компании Tesla сделать полноценный автопилот – в том числе, и для езды по городу, что ранее было практически невозможным ввиду большого трафика: система попросту не успевала принять сигналы, обработать их, выбрать правильное решение для действия. А теперь – с большим количеством «глаз» и «быстрым мозгом» – это стало возможным. Из подобных комплексных решений можно вспомнить разве что блок zFAS от компании Audi: этот блок умеет обрабатывать данные максимум с 22-х датчиков и отдавать команды исполнительным механизмам; а его размеры не превышают габаритов планшета или ноутбука.

Сегодня компания Audi является одним из негласных пионеров и передовиков автономного вождения: помимо умного «круиза» для трассы здесь разработан и круиз-контроль для движения в городских пробках. Над темой автономного вождения активно работают Volvo, Nissan, BMW (последняя даже научила автомобиль самостоятельно дрифтовать). Однако о полностью автономной езде речь – от пункта А до пункта Б без единого вмешательства человека – речь пока не шла; сейчас на этот вопрос готовится дать ответ только Tesla.

Когда это произойдет? Совсем скоро, через 1-2 года. Электромобили Tesla вот-вот начнут получать весь комплекс камер, радаров, датчиков для автономного вождения, но пока сама функция не будет активирована. Пока компания будет собирать данные о поездках своих клиентов, оценивать манеру езды, а также отслеживать ситуации, где автопилот мог бы вмешаться в ситуацию и не допустить аварии. И это хорошо для имиджа компании Tesla, которая раньше частенько пыталась «бежать впереди паровоза», предлагая не до конца отточенные решения. Что и стало одной из причин аварии в начале 2016 года, когда погиб человек.

Если вспомнить данную ситуацию, то там пересеклись множество нежелательных факторов: неправильный разворот белого грузовика; слишком высокий трейлер; приоритет камеры, которую заслепило солнце напротив и она не смогла все это заметить. В итоге последовали взаимные обвинения и обиды между Tesla и Mobileye (производитель камеры для систем помощи водителю у многих производителей автомобилей разных марок). Как результат – в недавнем обновлении Autopilot 8.0 приоритет принятия решения отдан радару, сотрудничество Tesla и Mobileye прервано. А вот теперь Tesla создают полностью свою систему автономного вождения, которую только внедряет и будет оттачивать 1-2 года перед запуском.

автопилот Тесла

Но все же, во сколько обойдется полноценный автопилот от Tesla? По-первой информации, очень недешево: от $8 тыс. (как опция на момент заказа электрокара) до $10 тыс. (добавление функции после покупки электромобиля). Причем полноценный автопилот будет разделен на две составляющие. Во-первых, функция «Enhanced Autopilot» за $5-6 тыс. – «продвинутый автопилот», развитие того комплекса, что уже существует и используется сейчас: движение по автостраде, перестроение по рядам, контроль скорости и дистанции. Во-вторых, функция «Full Self-Driving Capability» за $3-4 тыс. – а вот это уже полноценный автопилот, который может работать и в городе: распознавание сигналов светофора, проезд перекрестков, полностью самостоятельная парковка, «вызов» электромобиля, пр.

На введение в строй первой части системы компании Tesla потребуется, как уже отмечали выше, 1-2 года; на вторую часть – еще около 1 года. Итого полный автопилот от Tesla мы сможем получить через 2-3 года. Но зато без ограничений по моделям: система полностью автономного вождения будет доступная для всех электрокаров Tesla, включая и наиболее доступную Model 3. Потому что будущее должно быть доступным для каждого.