KEBA-Maxem-Tesla-Model-S-электрозаправка

Рассказывая об электромобилях, часто без внимания остается вопрос инфраструктуры для них. А ведь без зарядочной станции толку от электрокара нет. С одной стороны – электромобиль можно заряжать от обычной розетки (длительная «ночная» зарядка на 8-12 часов), что частично снимает вопрос. Но когда возникает запрос на «ускоренную зарядку», то требуется специальная зарядная станция – к примеру, KEBA KeContact P30, с которой предлагаем познакомиться поближе…

Австрийская компания KEBA была основана в 1968 году, изначально занималась производством банковских и промышленных система автоматики, отоплением, логистикой, пр. В 2009 году компания открыла новое направление Electric Mobility: производство компонентов для электромобилей, в частности – зарядных станций. Компания KEBA является одним из сильнейших специалистов в своей области; для подтверждения сего приведем лишь один из примеров – KEBA заключила контракт с BMW на производство фирменных станций BMW i Wallbox.

Сегодня основным продуктом компании в нише зарядных станций для электрокаров является система KEBA KeContact P30, это третье поколение зарядных станций от KEBA. Причем здесь применимо именно слово «система», поскольку производитель предусмотрел четыре версии зарядной станции на основе KeContact P30.

Простейшая модель KEBA KeContact P30 серии «Е» предназначена для домашнего использования: работает с однофазным током и максимальной мощностью 4,6 кВт; также присутствуют разъемы USB и RJ45. Остальные три серии KEBA KeContact P30 – «В», «С», «Х» – уже предлагают работу с трехфазным током и максимальной мощностью до 22 кВт. Между собой он отличаются количеством различных вспомогательных разъемов и поддержкой дополнительных функций. К примеру, KEBA KeContact P30 «В»-серии дополнительно к «Е»-серии предлагает функцию контроля утечки тока, поддержку магнитного ключа-карты, и т.д. Зарядная станции KEBA KeContact P30 «С»-серии добавляет к этому поддержку MID, OCPP, WLAN, пр. В свою очередь, KEBA KeContact P30 «Х»-серии дополнительно поддерживает GSM-сеть, а в ряде управляемых протоколов может выступать не только как «slave» (исполнитель команд), но и как «master» (т.е. устройство, отдающее команды) – это позволяет уже создавать и управлять целой сетью зарядных устройств на основе KEBA KeContact P30.

Интересно, что все модели KEBA KeContact P30 имеют сертификат VDE – это немецкая ассоциация технических специалистов, включая и специалистов по электротехнике. Организация VDE разрабатывает собственные стандарты, правила, требования; и если производитель продукта хочет получить сертификат VDE – он должен им отвечать. Среди различных тестов могут быть: проверка устройства для зарядки электрокаров на допустимую рабочую температуру (к примеру, для KEBA KeContact P30 работоспособность гарантирована до -25 градусов Цельсия); контроль напряжения и управление мощностью устройства; проверка зарядной станции на возможность утечки тока и отключение питания в случае утечки тока, пр. Словом, сертификацию VDE пройти намного сложнее, чем СЕ – потому, что и требования выше.

Еще один специфический пример – сертификат EV Ready. Этот сертификат выдает французская исследовательская компания ASEFA, а разработан он согласно правилам Renault ZE и Nissan. Грубо говоря, сейчас правила ASEFA для тестирования зарядных станций основаны на внутренних тестах и требованиях альянса Renault-Nissan. Но можно не сомневаться, что в будущем – с ростом рынка электрокаров и ростом рынка зарядных станций – будут менять и правила тестирования последних; аналогично, как сегодня меняются требования безопасности EuroNCAP или нормы токсичности «Евро».

А пока констатируем факт – компания KEBA и ее зарядное устройство KeContact P30 стали первыми в мире, кто получил значок EV Ready (форма 1.4В).

Что означают подобные сертификаты и марки? Что устройство максимально безопасно для человека и электрокара. К примеру, здесь хорошая изоляция проводов, которая не растрескается при морозе – а значит, человека не ударит током, когда он возьмет зарядную вилку. Здесь есть система контроля утечек тока – аналогично, это защита от удара током человека или накопления статического электричества на кузове электромобиля. Здесь присутствует блок контроля напряжения и мощности – а значит, проводка не перегреется, если на зарядку встанет электромобиль с пустой батареей, которая будет просить «побольше»; попутно эти системы защищают встроенный инвертор самого электромобиля, который можно попросту перегрузить и сжечь при подключении к источнику питания без контроля напряжения и мощности исходящего электротока.
Как видите, вопрос зарядных станций не так прост, как кажется на первый взгляд. И мы обязательно уделим этой теме дополнительное внимание в следующих статьях.