Опис авто
Smart Electric Drive
Электромобиль Smart Electric Drive являет собой ультимативный городской миникар: с небольшим запасом хода и невысокой скоростью, зато рекордно-маневренный, относительно доступный, яркий и стильный.
Кажется, идея городского миникара Smart и концепция электромобиля буквально созданы друг для друга: здесь не требуется большая дальность пробега и высокая скорость, но приветствуется отсутствие выхлопных газов, низкий уровень шума, компактность и удобство в парковке, быстрый разгон и ускорение при старте со светофора, требуется сократить до минимума операции с рычагом КПП (а лучше их и вовсе убрать). Вот почему первые электрические версии Smart появились еще в 2007 году, однако лишь в виде экспериментальных образцов. С тех пор Smart ED (сокращение от логотипа «electric drive» на задней двери) заметно изменился: фактически серийным стало лишь третье поколение электрокара; первые две версии Smart ED были мелкосерийными электромобилями, которые сдавались в аренду компаниями.
Итак, что собой представлял Smart ED – третий по счету, но первый реально массовый? Во-первых, компактный 2-местный корпус длиной 2,7 м с литий-ионным аккумулятором в днище. Кстати, существовала как привычная закрытая версия Smart ED Coupe (невзирая на приставку «купе» в имени, фактически это был 3-дверный хэтчбек), так и открытый электромобиль Smart ED Cabrio. Последний чуть тяжелее, при этом его грузоподъемность меньше (230 кг вместо 250 кг у версии с закрытым кузовом). Однако электрический кабриолет за немного денег – где вы еще найдете столь интересное предложение? Во-вторых, 55-киловатный электромотор с редуктором-передачей на задние колеса. Управление режимами движения осуществляется через «рычаг АКПП» как в обычном Smart, но любой традиционной коробки переключения передач – механики, «автомата», вариатора, «робота» – здесь не было. В-третьих, собственные приборы в салоне: единый центральный спидометр остался неизменным, но в его нижней части расположен ЖК-дисплей с указанием запаса хода и расхода энергии; парочка центральных круглых циферблатов показывают степень заряда АКБ и моментальный расход или рекуперацию энергии. Внутри Smart ED на удивление, но достаточно просторно: отсутствие заднего ряда позволило увеличить диапазон продольной регулировки передних кресел; есть запас места над головой; проблемы возможны лишь в вопросах ширины и «чувства локтя».
У электромобиля Smart Electric Drive есть ряд нюансов (оставшихся от обычного Smart), к которым следует быть готовым. Так, из-за небольшой колеи и высокого кузова возможны крены автомобиля в поворотах – в итоге пришлось сделать подвеску «пожестче». А небольшая колесная база и задний привод требуют осторожности на заснеженных и обледенелых дорогах – иначе может занести и развернуть. С другой стороны – конструктивные особенности электрической версии Smart оказались только во благо. Так, расположение аккумулятора (17,6 кВтч, Ли-Ион, 93 ячейки) в нижней части кузова позволило понизить центр тяжести, что благотворно сказалось на устойчивости электрокара в повороте. Еще один плюс электрической версии – простота конструкции. Дело в том, что ДВС-версии Smart имеют очень сложную компоновку: фактически в заднем свесе упакован и бензиновый мотор, и трансмиссия. Виду небольших габаритов, узлы расположены очень плотно, что приводит к сложностям во время ремонтов – а они не редкие из-за возраста и конструктивной сложности автомобиля. А электрокар лишен всех этих пробоем: электромотор и редуктор намного проще и надежнее.
В целом, электрокар Smart Electric Drive воспринимается «милой игрушкой», которая еще и эксклюзивна ввиду электропривода, а не обычного ДВС. В тоже время Smart ED оказывается удивительно практичным в городе при рутинных поездках 1-2 людей. Уникальный электрокар, «заточенный» под одно дело – городские поездки. Но делает его на славу.
Факты и особенности
- Предлагалась тюнинг-версия Smart ED Brabus с пиковой мощностью мотора 60 кВт (135 Нм), максимальной скоростью 130 км/ч, аэродинамическим обвесом и оригинальными колесными дисками.
- Компания Brabus представила первую версию Smart ED как концепт-кар в 2009 году; одной из особенностей был звук в стиле моторов Brabus V8 во время движения.
- Некоторыми функциями Smart ED можно управлять со смартфона или планшета: настроить климат, включить или отключить зарядку, проверить уровень заряда в АКБ, пр.
- Стандартное 3-киловатное зарядное устройство можно дополнить мощнейшим «зарядником» на 22 кВт: 100% АКБ за 1 час.
- В задней распашной дверце багажника (ее нижней части), есть скрытая ниша, куда складывает провод для зарядки – удобно!
- Помимо закрытого автомобиля (Coupe), электрокар был доступен и с открытым кузовом – Smart ED Cabrio.
- Автомобиль Smart – настоящий «король тесного города»: с его компактными габаритами можно найти место под парковку даже на тесной улочке, а диаметр разворота 8,75 м позволяет маневрировать в любых переулках.
Сильные стороны
- Уникальная компактность, простота парковки и езды по тесным улочкам;
- Оригинальная внешность, оформление и простор салона;
- Низкая цена – один из самых доступных электрокаров на рынке.
Слабые стороны
- Лишь 2 места в салоне, небольшой багажник;
- Невысокий запас хода, реально 100-110 км; сильная зависимость от мороза;
- Жестковатый на неровностях, задний привод при короткой базе.
История модели
- 2007 – первые экспериментальные Smart ED: 100 экземпляров, мощность 30 кВт, запас хода 110 км, максимальная скорость 120 км/ч, натрий-никелевая АКБ;
- 2009 – следующая версия Smart ED: литий-ион АКБ 14 кВтч, запас хода до 135 км, максимальная скорость 100 км/ч; электромобиль для корпоративных клиентов;
- 2011 – в конец года представлен Smart ED в 3-й интерпретации: АКБ на 17,6 кВтч, запас хода до 145 км, максимум до 125 км/ч, мотор 55 кВт (75 л.с.);
- 2012 – старт активных продаж Smart ED в Германии, затем в Европе;
- 2013 – старт активных продаж Smart ED в США;
- 2014 – представлен автомобиль Smart нового поколения, со временем в рамках данной модели дебютирует и электромобиль;
- 2019 – Smart полностью ориентируется только на электромобили, выпуск обычных ДВС-автомобилей постепенно сворачивается.