электро-грузовики

На первый взгляд кажется, что электрический грузовик – это утопия: большая нагрузка, дальние расстояния, придется использовать огромный аккумулятор. Но при детальном изучении вопроса оказывается, что данная затея не лишена логики. Во-первых, среднеразмерные грузовики, которые разводят товар в городе и ближайшем пригороде: их ежедневные пробеги составляют 100-200 км, нагрузка не превышает 5-6 тонн, да и маршрут примерно понятен – можно предусмотреть промежуточные зарядки. Во-вторых, муниципальный транспорт – прежде всего, мусоровозы: здесь ежедневный маршрут и дистанция пробега известны наперед, а тишина и экологическая чистота (отсутствие выхлопа) являются столь весомыми преимуществами, что многократно превышают «минус» от высокой цены. Наконец, третье – магистральные тягачи: здесь требуются большие пробеги (а значит и большой аккумулятор), но этот вопрос решается установкой промежуточных зарядных станций. Зато поездка проходит без резких ускорений и разгонов, на которые обычно тратится много энергии. Да и большой пробег означает быструю окупаемость проекта. Наверное, когда заходит речь об электрическом тягаче, то на ум сразу приходит тягач Tesla Semi, а «продвинутые юзеры» могут вспомнить и грядущий грузовик Nikola. Но, на самом деле, в каждом из вышеназванных сегментов уже есть готовые проекты, которые существуют либо в версии прототипов, либо даже в версии моделей, готовых к серийному производству: часть из них окажется на дорогах уже в 2018-2019 гг.!

Cummins AEOS Urban Hauler EV

Интересно, что компания Cummins – это не производитель грузовиков, а производитель больших двигателей: для тягачей, строительной техники, пр. Но, похоже, компания Cummins одной из первых разглядела наступление эры электричества даже в сегменте грузовиков – и представил свой концепт-трак Cummins AEOS Urban Hauler EV.

Следуя своему названию, концепт Cummins AEOS Urban Hauler EV предназначен для близких городских и пригородных перевозок: обещанный запас хода составляет лишь 100 миль или 160 км; при использовании дополнительных аккумуляторов – запас хода можно увеличить до 300 миль или 480 км.

Однако тягач Cummins AEOS Urban Hauler EV, при собственном весе 8 тонн способен тянуть прицеп весом 20-22 тонны. Ведь здесь не один мотор, а сразу два – встроенные в колеса, т.н. «мотор-колесо». Электромоторы питаются от комплекта аккумуляторов емкостью 140 кВтч. Из других интересных особенностей следует отметить аэродинамический дизайн, где крылья над колесными арками выполнены в виде отдельных обтекателей-выступов – отчасти похоже на болиды Формула-Е. А еще интересно, что производитель обещает начать серийное производство электрического грузовика, построенного на основе концепта Cummins AEOS Urban Hauler EV, уже в 2019 году.

Daimler E-Fuso Vision One

Еще один электрический грузовик – Daimler E-Fuso Vision One – также пока что пребывает в роли концепта, но также планируется к серийному производству, ориентировочно в 2021-2022 гг.

Концепт Daimler E-Fuso Vision One являет собой детище концерна Daimler и подразделения Fuso (Mitsubishi), которые являются партнерами в разработке и производстве среднеразмерных грузовиков. Так, концепт Daimler E-Fuso Vision One являет собой грузовик полной массой 23 тонны и с полезной нагрузкой до 11 тон. Используется аккумулятор емкостью 300 кВтч производства завода Deutsche ACCUmotive (также одно из подразделений Daimler), при этом заявленный запас хода – до 350 км.

Mitsubishi Fuso eCanter

Интересно, что упомянутое выше подразделение Mitsubishi Fuso недавно представило свой электрический грузовик – eCanter; причем речь идет уже не о концепте, а именно о серийной версии. Так, в 2018 году должно быть выпущено 500 экземпляров модели, а в 2019-м начнется широкомасштабное производство.

Модель Mitsubishi Fuso eCanter – это относительно небольшой грузовик, который предназначен для перевозок в городе и пригороде. Поэтому его грузоподъемность составляет 3 тонны, максимальная скорость равна 90 км/ч, а запас хода – лишь около 100 км. Питание осуществляется от аккумулятора емкостью 82,8 кВтч для подзарядки которого требуется 1-7 часов (в зависимости от типа используемой зарядной станции).

VW e-Delivery

Интересно, что в только что зарождающемся классе уже не обходится без конкуренции. Так, компания VW представила свой электрический грузовик e-Delivery, который нацелен на нишу, схожую с приведенной выше моделью. Даже даты в истории модели совпадают: первый публичный показ VW e-Delivery – осень 2017 года; начало мелкосерийного производства – 2018 год; начало полномасштабного производства – 2019 год.

Грузовик VW e-Delivery оснащен электромотором WEG мощностью 80 кВт (493 Нм) и, что интересно, автоматической КПП Allison: пониженные передачи – помогут на подъемах; повышенные – при езде с постоянной скоростью. Максимальный запас хода, если верить обещаниям производителя, достигает 200 км. При этом используя мощную зарядную станцию, 30% АКБ можно зарядить за 15 минут.

Из других интересный особенностей стоит отметить максимально бережливый режим езды Eco-Drive mode и тот факт, что электрический грузовик VW e-Delivery будет производиться… в Бразилии! Именно это подразделение компании VW изначально предложило идею и разработало модель e-Delivery. Но если опыт окажется успешным, то электрические грузовики VW станут «мировыми».

КАМАЗ

Наконец, над проектом электрических грузовиков работает и компания КАМАЗ. Речь идет о перспективной линейке эко-моделей: кроме электрического грузовика, в эту серию должны входить два гибридных грузовых автомобиля, которые отличаются схемой работы – последовательный гибрид и параллельный гибрид.

Планируется, что полностью электрический грузовой автомобиль КАМАЗ будет использоваться в роли мусоровоза или для других муниципальных нужд. Расчетный запас хода – до 180 км в оптимальных условиях и около 100 км в реальных условиях с учетом загрузки. Однако электрические и гибридные модели КАМАЗ пока существуют только в проектах и прототипах.

Равно, как и модель Tesla Semi с которой началась эта история. Но не закончилась – в следующей статье этого цикла вы найдете подборку электрический фургонов.