Электромобили меняют не только соотношение транспортных средств на дороге, но и автомобильный мир вообще: к примеру, уже сейчас понятно, что существенно меняется производственный процесс на авто-заводах. И выживут далеко не все.

Старые заводы – под закрытие!

Начало этой статьи положили новости от компании GM: под конец 2018 года некогда крупнейший в мире автомобильный концерн заявил, что в 2019 году закроет ряд заводов в США и сократит около 15 тыс. людей. Кроме того, ранее было объявлено о закрытии предприятий в Южной Корее, которые ранее являлись заводами Daewoo и где недавно производились автомобили Chevrolet для европейских рынков. По словам представителей GM, данное решение обусловлено желанием компании переориентироваться на производство электромобилей и автономных автомобилей – потому, что за ними будущее. Однако «под нож» попали не только устаревающие ДВС-модели, но даже и такие современные «зеленые» автомобили, как подзаряжаемый гибрид Chevrolet Volt. Но почему?

general-motors-производство

Ответ кроется не только в переориентации компании GM на выпуск электрокаров, но и в производственных процессах. Ведь не секрет, что электромобиль существенно проще в свое конструкции, нежели традиционный ДВС-автомобиль.

Так, вместо двигателя внутреннего сгорания и АКПП используется электромотор и 1-ступенчатый редуктор – в этих узлах в разы меньше деталей, чем в ДВС и «автомате» традиционного автомобиля. Конечно, топливный бак заметно проще «электро-бака», т.е. аккумулятор электромобиля. Но добавьте систему подачи топлива – топливный насос, рампу, форсунки, обратный клапан – и сложность систем уже соизмерима. А ведь еще выхлопная система: трубы, катализаторы…

Вместе с тем, электромобиль фактически собирается модулями – аккумулятор, электромотор, инвертор. Причем нередко эти компоненты в уже готовом виде поставляют сторонние производителя. К примеру, практически все электро-техническое оборудование для модели Chevrolet Bolt производит специализированное подразделение южнокорейского концерна LG. Фактически производство электрокара Chevrolet Bolt – это его сборка из нескольких ключевых узлов: сварка кузова из отштампованных деталей, монтаж салона и подвески, установка аккумулятора и электромотора в сборе… Готово!

chevrolet-bolt-2019

Подобное производство-сборка требует заметно меньших ресурсов – как человеческих (т.к. количество работников), так и производственных (т.е. площадь производственной площадки, количество оборудования на конвейере и его длина). В итоге подобный подход оказывается более выгодным и простым для конечного производителя. Одним из примеров может служить компания Tesla, которая быстро организовала дополнительные производственные мощности для выпуска электромобиля Tesla Model 3.

Изменись или погибнешь

Еще пример трансформации традиционный автозаводов в производство электрокаров – новый бренд Rivian. Компания Rivian заявила о себе недавно: осенью 2018 года. Однако сходу представила два электромобиля – пикап R1T и внедорожник R1S, причем обещан старт серийного производства в 2020-2021 году. А где?

производство-chevrolet-volt

Ответ уже есть: на бывшем заводе Mitsubishi в США, которые простаивал несколько лет после ухода «японцев» из Америки. В прошлом огромный завод теперь превращается в более компактную и «гибкую» сборочную площадку. Но далеко не факт, что оставшиеся площади будут проставить. Так, мир электромобилей выдвигает новые задачи, которые нужно решать. К примеру, здесь можно организовать склад подержанных аккумуляторов, их переработку, выпуск систем автономного питания для дома. Кроме того, с учетом сократившегося цикла разработки и производства новых электрокаров – ведь этапа проектирования ДВС и АКПП теперь нет – потребуются большие площади под R&D-центр, а также под испытательный полигон.

Вместе с тем, уже существующие владельцы электромобилей вряд ли заходят их быстро менять, тем более, что электромобиль потенциально более надежен и долговечен, чем обычный ДВС-автомобиль – в итоге электромобиль может служить дольше. Но, чтобы не чувствовать себя в отстающих, существующие владельцы электромобилей будут требовать периодических обновлений для программного обеспечения своего транспортного средства: как обновления дополнительных функций, так и обновления настроек, непосредственно влияющих на езду. В итоге необходимо создать отдел разработки обновлений и, рядом с ним, отдел тестирования этих обновлений. Как видите – перед компанией, выпускающий электромобили, возникает довольно много дополнительных вопросов, которых в мире ДВС-автомобилей просто не было.

Крупные автомобильные гиганты уже работают над тем, чтобы перевести свое производства с ДВС-направления на «рейки электрокаров». Одним из показательных примеров может быть заявление огромного концерна VW AG – европейский лидер в производстве автомобилей, один из мировых лидеров – о том, что компания перепрофилирует свои заводы для выпуска электромобилей. Причем ключевыми пунктами являются не только широкомасштабное использование роботов на производстве, но также автономная поставка необходимых узлов на производственный конвейер.

В целом новые подходы к организации производства должны снизить долю производственных затрат в итоговой цене электромобиля. Что, в свою очередь, скомпенсирует высокую цену аккумулятора и позволит продолжить в будущем снижения итогового прайса электрокара для потенциального покупателя. То есть – для нас с вами.