Прошлые статьи циклы были посвящены готовым решениям-модулям от GKN, Bosch, ZF (ссылки), которые пригодятся при создании электрокара или гибрида. Но подобным ранее занимались и другие компании – Nissan, Mazda, Toyota…

Электромотор в приводе задних колес – для возможности езды на электротяге, для увеличения суммарной мощности, для номинального «полного привода» – решение явно не в диковинку. В прошлых статьях цикла мы уже упоминали ряд европейских производителей, кто использует подобное решение: Peugeot и Citroen версии HYbrid 4; различные модели Volvo серии T8; подзаряжаемые гибриды на базе BMW 2-серии и Mini Countryman; пр. Однако еще 5-10 лет назад данный вектор развития показали японцы: давайте вспомним, что у них было…

Nissan и Mazda: маленькие модели, малая мощность, малые возможности

Эта история родилась в начале 2000-х годов. Компании Nissan и Mazda искали простое и недорогое решение для реализации полного привода в своих компактных моделях. Поэтому акцент ставился не на возможности езды с помощью электромотора, и не на его мощности, а на компактности системы и самом факте – задние колеса могут вращаться и двигать автомобиль вперед. Порой даже малейшая помощь задних колес может оказаться «кстати» на зимних обледенелых и заснеженных дорогах – вот для чего был сделан этот привод.
Решение нашлось в виде привода задних колес с помощью маломощного электромотора: всего 12 л.с. или 8,8 кВт; ряд источников указывает, что использовался электромотор Hitachi. Эта система получила название e-4WD и нашла применение во многих компактных автомобилях Nissan (Micra, Cube, Tiida, Note) и Mazda (Demio, Mazda2).

электро

С одной стороны – привод e-4WD явно не использовал все заложенные возможности: так, в данной схеме отсутствовал аккумулятор; питание электромотора осуществлялось напрямую от генератора ДВС – отсюда малая мощность и невозможность езды только на электротяге. С другой стороны – электромотор был настолько маленьким, что уместился в нише около задней подвески: система не отнимала объем багажника. Кроме того, было предусмотрено сцепление, которое размыкало привод от электромотора к колесам – в итоге при быстрой езде автомобиль получал обычный передний привод; а задний электромотор был отключен и не требовал энергии на вращение, т.е. не требовал дополнительного расхода топлива.
Данная схема существовала около 10 лет: впервые привод типа e-4WD появился в начале 2000-х годов, массового использовался в моделях 2004-2008 МГ, и почти «сошел на нет» к 2010-м годам. К примеру, одним из последних автомобилей, получившим систему e-4WD является Mazda2, выпущенная в 2013 году.

Toyota Lexus: что было и что есть

Интересно, что сейчас нечто подобное примерил гибрид Toyota Prius: речь идет о системе E-FOUR – электромотор мощностью 5,3 кВт (7,2 л.с.) в приводе задних колес, плюс редуктор с очень низким (10,5:1) передаточным числом. Цель E-FOUR аналогична цели e-4WD: обеспечить хотя бы минимально-мощный полный привод, при этом без необходимости прокладывания кардан-вала и при минимальных габаритах силового блока.

toyota prius

Еще один пример от Toyota – Lexus RX. Впервые кроссовер премиум-класса Lexus RX получил систему привода задних колес с помощью электромотора еще во втором поколении – это был Lexus RX400h. Схема проста: вместо кардан-вала установлен аккумулятор; в приводе задних колес расположен 50-киловатный (68 л.с.) электромотор. Есть возможность езды исключительно на электротяге, хотя и непродолжительная. Похоже, создатели сразу поняли все возможности своего детища и сохранили подобную гибридную ТОП-версию во всех последующих (втором и третьем) поколения модели; только теперь – с именем Lexus RX450h. Кроме того, подобная схема уже используется и на других автомобилях компании – к примеру, Lexus NX300h.

Осталось лишь добавить аккумулятор побольше да возможность его подзарядки от бытовой сети – и получим подзаряжаемый (plug-in) гибрид, который сегодня считается одной из вершин автомобилестроения.

Словом, пусть электромотор для задних колес – это не полноценная замена традиционному полному приводу; но это хорошая альтернатива, которая дает новые возможности: езда исключительно на электротяге и создание автомобиля типа «подзаряжаемый (plug-in) гибрид».