bosch-электромобили

В прошлой статье циклы мы рассказывали о модульных электромоторах GKN; но есть и другие варианты – к примеру, Bosch и ZF

Bosch: известное имя, широкий выбор, но кто клиенты?

Компания Bosch – без сомнения, один из самых известный производителей электроники; причем в автомобильном мире Bosch занимает позиции едва ли не лучше, чем в мире обычной бытовой техники. Сегодня Bosch – это один из ключевых производителей различных компонентов: начиная от банальных свечей зажигания или дворников и заканчивая датчиками для автономной езды.

Похоже, что компания Bosch решила занять свою нишу и в быстро развивающемся классе электромобилей. Как это сделать? Конечно, предложить какой-либо ключевой компонент электромобиля; т.е. стать важным поставщиком, от которого зависит создание электрокара. Подобных ключевых компонентов может быть два – либо аккумулятор (требуются свои наработки в области химии); либо привод (электромотор, вот здесь компания Bosch сильна). В итоге осенью 2017 года дебютировал узел Bosch e-Axle: модульная конструкция привода электромобиля – электромотор, трансмиссия, блок силовой электроники.

Bosch-e-axle-chart

Компания Bosch акцентирует внимание на нескольких ключевых преимуществах: единый блок, который прост в установке на электромобиль; оптимизированные размеры и комплексная система охлаждения; минимальное количество соединяющих кабелей. А еще – вариативность по мощности, крутящему моменту, выполняемым задачам. К примеру, презентованный блок Bosch e-axle был оснащен электромотором мощностью около 150 кВт (около 204 л.с.) и 1-ст. редуктором; он мог обеспечить около 2 000 Нм крутящего момента «на колесах».

Однако в программе компании Bosch e-Axle отмечено, что модули могут быть оснащены электромоторами мощностью 50-300 кВт (70-400 л.с.) и обеспечивать крутящий момент 1 000-6 000 Нм «на колесах». Этого диапазона хватит, чтобы «перекрыть» самые разные классы электромобилей: начиная от небольших моделей В-класса, продолжая крупными премиум-седанами или споркарами, и заканчивая небольшими грузовиками полной массой до 7,5 тонн. Блоки Bosch e-Axle спроектированы для установки на передней или задней оси электромобиля.

Но что это будут за электромобили? А может – подзаряжаемый гибрид? Пока на эти вопросы нет ответов. У компании Bosch есть небольшой опыт производства электромоторов для гибридов и компактных электрокаров; плюс представители компании заявляют, что серийное производство Bosch e-axle начнется в 2019 года – но для кого, для чего?… Пока не ясно: поживем – увидим.

ZF: от производства подвески – к производству электропривода

Обычному человеку название ZF скажет мало, однако в автомобильном мире – это имя едва ли не известнее, чем Bosch. Компания ZF производит различные детали, узлы, компоненты для ходовой части автомобилей: подвеска, рулевое управление, привод, тормоза, АКПП; плюс масса мелких второстепенных товаров. А сегодня – ZF старается прийти и на рынок электромобилей. Первая попытка была предпринята в 2015 году и называлась ZF eTB.

ZF электромобили

В данном случае речь идет о полунезависимой задней подвеске на основе поперечной балки, к которой добавлены два электромотора – для привода заднего левого и заднего правого колеса соответственно. Впервые конструкция ZF eTB (electric Twist Beam) дебютировала на концепте экспериментального автомобиля ZF, построенного на базе модели А-класса. Поэтому электромоторы предлагали мощность лишь 40 кВт и крутящий момент «на колесах» в 1 400 Нм; максимальная скорость автомобиля с подобным приводом могла достигать 150 км/ч – в целом показатели не рекордные, но вполне достаточные для реальной жизни с электрокаром А-В-класса.

Спустя год – в 2016 – компания ZF представила свою очередную наработку в схожем ключе: модульную конструкцию mSTARS (modular Semi-Trailing Arm Rear Suspension). В данном случае речь идет о единой модульной конструкции, которая включает в себя электромотор, редуктор, систему охлаждения, управляющую электронику, и – внимание – полностью независимую заднюю подвеску с функцией подруливания задними колесами!

Screen Shot 2017-12-25 at 6.16.03 PM

Вспоминая профиль ZF, это было ожидаемо: теперь производитель электромобиля или гибрида получает не просто готовый модуль «мотор и трансмиссия», но еще и подвеску в придачу. Все, что остается – закрутить крепеж и подключить кабели питания электродвигателя.

Представленный вариант mSTARS был оснащен электромотором мощностью 150 кВт, но компания ZF обещает подготовить и другие варианты модулей, с разной мощностью. Однако главный вопрос к ZF аналогичен, как и вопрос к Bosch: кто клиент? Вариант модуля, включающего в себя еще и подвеску, однозначно интересен тем, что существенно упрощает производство электромобиля или гибрида. А учитывая популярность и положительную репутацию компании ZF у европейских авто-производителей, думается, что клиенты вскоре найдутся.

Кроме того, встречалась информация, что клиентами ZF могут стать Mazda и Subaru, которым необходимы гибриды или электромобили, но у которых не хватает ресурсов для их самостоятельной разработки.

Кстати подобных разработках – электромотор для привоза задних колес – на примере Mazda (и не только) мы еще расскажем в следующих статьях данного цикла.