gkn-электромобили-моторы-привод

GKN Driveline: 20 лет на перспективу – для успехов сегодня

Это был неблизкий путь: компания GKN, в виде подразделения GKN Driveline, начала разработку систем приводов для электромобилей и гибридов еще 20 лет тому назад, в конце 1990-х годов. Тогда мало кто всерьез оценивал перспективу развития электрокаров и гибридов; но GKN Driveline отнеслась к вопросу серьезно – и не прогадала. Следует отметить, что компания GKN Driveline является одним из ведущих производителей деталей трансмиссии в мире: дифференциалы (обычные и активные), муфты полного привода, карданные валы и полуоси. В тоже время, компания GKN никогда не «светилась» в создании передовых двигателей внутреннего сгорания: слишком дороге и сложное направление. Но ведь есть электромоторы – они намного проще, компактнее, удобнее! Поэтому идея объединить электромотор и часть трансмиссии в один модуль для GKN Driveline выглядела вполне логично.

Подобный модуль можно использовать как основной – для привода электромобиля. Или как вспомогательный, чтобы добавить электропривод одной из осей, превратив обычный автомобиль в гибрид с полным приводом (модуль можно устанавливать на передней или задней оси).

Первые подобные модули появились в 2002 году; они включали в себя электромотор и 1-ступенчатый редуктор. Для модулей GKN Driveline встречались разные названия: eDrive, eAxle, eAWD, eTransmission, пр. Компания долго возила свое решение по разным выставкам, но в итоге нашла ему применение: гибридный привод Peugeot HYbrid 4 для моделей Peugeot 3008 и 508 RXH – это был один из первых случаев использования модульного электропривода GKN Driveline в массовом производстве. Первый, но не последний…

Начинаем с суперкаров и премиум-авто…

Похоже, что на примере Peugeot другие компании также увидели потенциал наработок GKN Driveline. И следующие заказы стали знаковыми.

vovlo electro hybrid

Так, компания GKN Driveline создала модули электропривода для суперкаров Porsche 918 и BMW i8. Кроме того, GKN Driveline получила заказ на относительно массовое производство – модуль для привода задних колес в автомобилях Volvo серии T8 (ТОП-версия для моделей XC90, XC60, S90; подзаряжаемый гибрид).

porsche-элктромобиль-гибрид

Для Porsche 918 был спроектирован узел привода передних колес в основе которого лежал электромотор и 1-ступенчатый редуктор. Максимальная мощность мотора – 95 кВт; максимальный крутящий момент «на колесах» – 1 500 Нм. При этом предусмотрено сцепление, которое отключает узел от привода колес на скорости выше 265 км/ч.

porsche-гибрид-технология

Второй вариант привода GKN был проектирован уже под заднюю ось и несколько отличался в своих параметрах: электромотор на 65-70 кВт; 1-ступенчатый редуктор; крутящий момент 2 000-2 400 Нм «на колесах». Подобная конструкция используется в подзаряжаемых гибридах BMW 2-серии ActiveTourer и различных моделях Volvo серии T8. Изначально примерно такой вариант привода задних колес был создан и для системы гибридного полного привода Peugeot Hybrid 4.

bmw 225 xe

Наконец, для BMW i8 компания GKN Driveline создала очередную версию своего модульного электропривода. В данном случае был использован электромотор, но уже 2-ступенчатая трансмиссия, которая позволяет лучше раскрыть его возможности: пониженная передача – для динамичного разгона; повышенная передача – для езды с высокой скоростью.

…продолжаем в недорогих массовых моделях

Осенью 2017 года компания GKN Driveline представила очередное воплощение своего модульного привода на основе электромотора – GKN eTwinsterX. Этот модуль включает в себя электродвигатель, 2-ступенчатую трансмиссию, а также – внимание! – пакет фрикционов для раздельного управления крутящим моментом на правом и левом колесе. Модуль построен с использованием наработок от «умных» активных дифференциалов GKN Twinster, которые встречаются на автомобилях Ford Focus RS и Range Rover Evoque. В данном случае явно видна ориентация на мощные и динамичные автомобили, где данный модуль может быть использован в качестве привода передней или задней оси. Таким образом GKN eTwinsterX позволяет решить сразу несколько задач: сделать обычный автомобиль гибридом; добавить полный привод и функцию векторизации тяги (управление поворота автомобиля разным распределением крутящего момента).

Немногим ранее компания продемонстрировала и другой модуль на основе электромотора, который полностью противоположен GKN eTwinsterX. Речь идет о модуле, состоящим из электромотора мощностью 65 кВт и 1-ступенчатого редуктора с передаточным числом 12,5:1; максимальный крутящий момент «на колесах» может достигать 2 000 Нм. Фактически – это готовое решение для превращения любой модели В-класса в электромобиль, либо также для использования в роли привода одной из осей при создании гибрида. Помимо простоты (все в одном корпусе), данный модуль привлекает компактностью (габритные размеры примерно 0,3 х 0,35 м) и небольшим весом – 21 кг.

Удивлены столь разносторонними наработками от GKN Driveline? Но здесь все на своих местах: компания себе это может позволить, она является мировым лидером в данном сегменте; суммарно примерно за 10 лет уже выпущено более 300 тыс. подобных модулей разного типа. И пока другие компании лишь пробуют свои силы в создании подобных готовых решений-модулей, компания GKN Driveline по праву почивает на лаврах, но не останавливается в развитии данной темы. Не останавливаемся и мы – ждите новых статей цикла.

P.S. Для тех, кто желает детальнее ознакомиться с деятельностью компании GKN – предлагаем к вашему вниманию увлекательное видео-интервью программы Fully Charged (на английском).