Кратко напомним: в первой статье рассказывалось о электромобилях из далеких 1950-х; во второй речь шла о электрокарах ХАДИ (Харьков). А теперь мывспомним электромобильные разработки ЗАЗ, которые родились в УССР и развивались уже в независимой Украине. Кстати, в современной Украине и сегодня развиваются электромобили…

Народные электромобили из Запорожья

Запорожский автомобильный завод был одним из немногих предприятий СССР, которые работали в области создания доступного электрокара. ЗАЗ создал готовые прототипы, но «зеленый свет» на серийное производство они так и не получили.

ЗАЗ-968 Электро (ЗМИ-Электро)

Опытный электромобиль ЗАЗ-968 Электро был построен в 1973 году силами Запорожского Машиностроительного Института (отсюда и его второе название «ЗМИ–электро») при поддержке ЗАЗ-а.

Электрический «Запорожец» имел электромотор мощностью 4 кВт, которым машина могла разгоняться до «максималки» в 60 км/ч. На одном заряде «ЭлектроЗАЗ» мог проехать до 100 км.

 

заз-электромобиль

ЗАЗ-968 Электро из 1970-х годов

Но главной особенностью электромобиля стал импульсный полупроводниковый преобразователь энергии, позволяющий плавно изменять режимы работы силовой установки, избегать потерь на сопротивлениях, а самое главное – производить электричество при торможении (та самая система рекуперации энергии, которая сегодня присутствует в каждом современном электрокаре).

На Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи ВДНХ в 1974 году ЗАЗ-968 Электро удостоился высоких оценок, награжден медалью, был признан готовым для запуска в серию. Однако этому не суждено было случиться: серийное производство электромобиля считалось дорогим, топливо было дешевым, об экологии тогда никто не думал.

ЗАЗ Таврия 11091 Электро

Меньше чем через 20 лет – в 1991 году – уже непосредственно Запорожский Автомобильный Завод презентовал прототип автомобиля 1109 ЗАЗ Таврия Электро, основой которого послужила модель ЗАЗ 1102 Таврия.

 

Таврия электромобиль

ЗАЗ Таврия 11091 Электро: внешне – обычная Таврия; внутри – электрокар

По тем временам автомобиль получил довольно «продвинутую» установку: электромотор мощностью 25 кВт, работающий в паре с 3-ступенчатой механической коробкой передач. Характеристики тоже вполне неплохи: заявленный запас хода составлял 130 км, максимальная скорость – 90 км/ч. Для восстановления заряда (поный заряд АКБ) требовалось 8 часов.

Также электромобиль имел систему рекуперативного торможения, позволяющую сохранить до 15% заряда свинцово-кислотных аккумуляторов. Такие батареи были рассчитаны примерно на 400 циклов зарядок, то есть около 40-50 тыс. км пробега.

 

Таврия электро

Аккумуляторы под капотом ЗАЗ Таврия 11091 Электро

Тогда руководство предприятия заявило, что электрическая Таврия жизнеспособна и готов для запуска на конвейер. Главным рынком сбыта была названа Западная Европа. Однако нехватка средств на налаживания производство и распад СССР похоронили проект.

Наше время и новая попытка ЗАЗ: ZAZ Lanos Pick-up Electro

В 2010 году Запорожский автозавод предпринял очередную попытку запуска электромобиля в серийное производство и представил ZAZ Lanos Pick-up Electro.

 

Ланос электромобиль

Электромобиль ZAZ Lanos Pick-up Electro

Электрический пикап приводился в движение 15-киловватным мотором, который питали 8 аккумуляторов. Пробег на одном полном заряде АКБ достигал около 100 км. Один блок батарей располагался в подкапотном пространстве, второй – в грузовом отсеке.

 

Блок аккумуляторов под капотом ZAZ Lanos Pick-up Electro

Пожалуй, это был единственный момент, когда ЗАЗ оказался максимально близко к серийному выпуску электрокаров. Но дело ограничилось несколькими автомобилями – проект снова признали нецелесообразным.

И снова львовский автобус: «Электрон» Е19

Электробус «Электрон» – самый последний готовый проект украинского электротранспорта и пока единственный, кто добрался до конвейера и реальной повседневной эксплуатации.

 

электрон электроавтобус

Электрический автобус «Электрон» Е19

Его построил львовский одноименный завод «Электрон». В январе 2016 года машина выехала в рамках тестовых испытаний на дороги Львова и зарекомендовала себя с хорошей стороны. Электрический автобус укомплектован электродвигателем мощностью 230 кВт и аккумулятором, обеспечивающим ему запас хода в 220 км. На подзарядку электробуса нужно до 6-7 часов.

 

Электрон

Не только концепт, но и реальный автобус: «Электрон» Е19 на тестовых испытаниях

Максимальная скорость «Электрона» составляет 70 км/ч. 12-метровый низкопольный автобус способен перевозить одновременно 100 человек.

Энтузиасты электромобилей: Панько

Немало в Украине есть «кулибинов», строящих электромобили собственными ограниченными силами. Один из таких – киевлянин, предприниматель Эдуард Рудик.

Его команда уже сделала более 20 (!) электрокаров, причем постройка каждого из них обошлась не более чем 5 тыс. долларов благодаря закупке недорогих комплектующих из Китая.

 

Одно из последних творений киевлянина – компактный электромобиль «Панько», способный преодолеваться 100 км и разгоняться до 70 км/ч.

Взгляд в будущее: Synchronous

В прошлом году СМИ взбудоражила новость – в Монако представили первый украинский электромобиль под названием Synchronous. Спустя некоторое время электрокар-карету показали и в Киеве.

 

Разработчик электрокара – украинская компания Electric Marathon International, которая занимается организацией электромобильного марафона. Электромобиль получил довольно необычный дизайн в ретро-футуристическом стиле.

 

Однако это объясняет его предназначение: машина ориентирована на туристическую отрасль, где может стать шаттлом для гостиничного трансфера, такси в экскурсионных зонах и т.д.


Автомобиль вмещает 6 пассажиров, рассчитан на езду в городских условиях со скоростью до 60-70 км/ч и имеет запас хода в пределах 130-160 км. Создатели Synchronous всерьез намерены заняться выпуском своего детища.

Как видите, даже сегодня на украинских электромобилях рано ставить точку. Наоборот – богатая история способна породить новых экспериментаторов, энтузиастов и даже больших компаний, которые имеют шанс предложить новые электрокары. В связи с этим, большие надежды полагаются на законопроект 8159, который может стимулировать данную деятельность благодаря освобождению от налогообложения и ввозной пошлины на комплектующие и кузова для производства электромобилей (легковых и грузовых) на 10 лет и на 15 лет – от налога на прибыль добытчиков лития, производителей аккумуляторов и электромобилей.