В первом материале мы упомянули о создании в Харькове различных грузовых электромобилей. Но в автомобильном мире Харьков больше всего известен как центр создания спортивных автомобилей ХАДИ (Харьковский АвтоДорожный Институт); и многие спорткары ХАДИ были электрическими!

ХАДИ-2

В 1961 году Студенческое Проектно-Конструкторское Бюро Харьковского АвтоДорожного института (ныне Харьковский Национальный Автомобильно-Дорожный Университет) построило единственный в своем роде спортивный родстер.


Первенец ХАДИ-2

Сначала машину оснастили мотоциклетным двигателем, но в последствие эти компоненты заменили электромотором. Кузов автомобиля не имел дверей. Кузовные панели – из стеклоткани (10 слоев), которая выклеивалась на гипсовой болванке. Роль несущей конструкции играла рама, сваренная из круглых и фасонных эллиптических труб. В итоге родстер получился сравнительно легким. По такой же технологии делалась архитектура и последующих рекордных машин ХАДИ.

Родстер вышел настолько удачным, что в 1962 и 1963 годах на Выставке Достижения Народного Хозяйства в Киеве и Москве он завоевал награды за передовые технологии в конструкции автомобиля.
Харьковским студентам даже удалось зарегистрировать свое творение и получить на него госзнаки. После этого они совершили множество пробегов по территории Советской Украины и европейской части РСФСР.

ХАДИ-11Э

Следующим электрокаром харьковчан – правда, на это раз не студентов, а преподавателей – и первым советским рекордным электромобилем стал ХАДИ-11Э, который выпустили в 1972 году. Машину оснастили электродвигателем отдачей 30 кВт, работающим от восьми свинцово-кислотных батарей, которые в дальнейшем заменили серебряно-цинковые.


Первый рекордсмен – ХАДИ-11Э

В 1973 году электромобиль совершил несколько заездов на автополигоне НАМИ в Дмитрове, под Москвой, где ХАДИ-11Э установил сразу три всесоюзных скоростных рекорда. Первый рекорд был поставлен за максимальную скорость на дистанции 0,5 км с места – электромобиль разогнался до 93,7 км/ч. Второй – за преодоление дистанции 1 км и скорость 145,7 км/ч. Оба рекорда превышали мировые достижения. Третий же рекорд – за прохождение расстояния 1 км с места со средней скоростью 109,1 км/ч.
В дальнейшем ХАДИ-11Э в рекордных заездах не участвовал, но несколько раз экспонировался на различных выставках: в 1972-1973 гг. – на областной и республиканской выставках НТТМ; в 1974 году – на ВДНХ СССР; 1973 год – экспонат международных выставок в ГДР (Берлин); 1974 год – посетил выставку в Болгарии (София). По окончанию выставки в Болгарии и по просьбе правительства, электрокар ХАДИ-11Э был передан в дар Республике Болгария.

ХАДИ-13Э

Почуяв вкус рекордов, харьковчане продолжили создание подобных электромобилей. Их следующие детище – ХАДИ-13Э – представлял собой гоночный электромобиль, целью которого были скоростных рекордов. По сути, это был чистый дрэгстер. Электрокар приводился в движение электромотором мощностью 30 кВт, а в качестве батарей использовались десять серебряно-цинковых аккумуляторов.

електромобіль-хади-13е
Одна из главных особенностей электрокара ХАДИ-13Э – его стреловидный аэродинамический профиль

В 1977 году ХАДИ-13Э установил сразу несколько рекордов. Так, на расстоянии 1 км со стартом с хода электромобиль набрал 161,7 км/ч. За полкилометра при старте с места машина успевала развить 96,2 км/ч. При этом «сотню» ХАДИ-13Э набирал за 9,5 с, что на тот момент являлось хорошим показателем. По расчетам создателей, предельная скорость ракетоподобного электромобиля должна была составлять 250 км/ч.

ХАДИ-21Э

В 1982 году ХАДИ представил очередную рекордно-гоночную модель, и снова на электричестве – спорткар ХАДИ-21Э.

електрокар-хади-21е

Машина получила два мотора, которые представляли собой танковые стартер-генераторы. Эти силовые установки передавали тягу на общий редуктор и далее на колеса электрокара. А за электроэнергию отвечали 12 серебряно-цинковых аккумуляторов.
Электромобиль ХАДИ-21Э, как и его предшественники, принимал участие в заездах на установление скоростных рекордов. К примеру, при старте с места и на дистанции 0,5 км он успел набрать 99 км/ч, тем самым поставив всесоюзный рекорд скорости в данной дисциплине. Максимальная расчетная скорость электромобиля составляла 250 км/ч.

В 1983 году на ХАДИ-21Э «одели» обтекаемый кузов с закрытыми колесами, после чего он стал именоваться ХАДИ-23Э.

ХАДИ-28Э
Последний электромобиль ХАДИ времен СССР – электрический дрегстер ХАДИ-28Э – был построен в 1985-1987 гг. для участия в рекордных заездах. Но в реальности в состязаниях участие не принял.

Характерной особенностью ХАДИ-28Э была электрическая силовая установка с постоянным током и электромотором мощностью 100 кВт. Часть компонентов были взяты от подводной торпеды.

Напомним, это вторая статьи из цикла “История украинского электромобили”. В нашем первом материале мы писали о грузовиках и автобусах.

Электрокар ХАДИ-28Э стал последним из эпохи СССР, но не последним электромобилем в истории Украины. Продолжение в нашей третьей статье.