electric-vehicle-charging-vs-gasoline-e1484590338347

Конец эры ДВС: правительства начнут…

Франция, Великобритания, Норвегия, Германия, Индия – правительства всех этих стран уже обсуждают запрет использования ДВС-автомобилей в недалеком будущем (2030-2040 гг. в зависимости от страны; Индия – к 2030 г., Франция – к 2040 г.) и программы стимулирования покупателей электромобилей.

Причины одинаковы. Во-первых – борьба за экологию, особенно в крупных городах. Если в случае с Германией и Францией речь идет о грязном выхлопе дизельных автомобилей, то в случае Индии речь идет о грязных выхлопах вообще всех автомобилей. Поскольку автопарк, относительно стран ЕС, старый и не совершенный: автомобили устаревших конструкций, прожорливые двигатели, слабые либо вообще отсутствующие системы очистки выхлопных газов. Аналогичная проблема существует и в Китае: известные смоги в мегаполисах, ограничения на поездки автомобилей согласно дню недели, пр. Все это приводит к тому, что такие развивающиеся и густонаселенные страны – Индия, Китай, др. – особенно заинтересованы в развитии электромобилей или подзаряжаемых гибридов, даже невзирая на их относительно высокую цену. В итоге Европа и Азия борются с одинаковым злом в виде выхлопных газов. И методы борьбы похожи: субсидии на приобретение электромобилей: в зависимости от страны, условия выделения денег, с учетом доплат от местных бюджетов – порой субсидии достигают 10 тыс. евро!

Вторая причина, из-за которой правительства стран заинтересованы в электромобилях, состоит в новом векторе развития экономики. Так, выпуск электромобилей тянет за собой много смежных производств: аккумуляторов, электроники. Причем это развитие не только автомобильной электроники, но и электроники вообще: зарядные станции для электрокаров, системы накопления и хранения электроэнергии для дома, новые линии электропередач. Плюс развитие инновационных решений, который можно продавать другим компаниям и странам. Все это – рабочие места и налоги с компаний и доходов населения.

Конечно, не все так безоблачно. Скептики могут возразить, что производство аккумуляторов очень токсично, да и электроэнергию нужно где-то получать – к примеру, на электростанциях, сжигающих уголь. Но, во-первых, электроэнергию можно брать из любых источников, включая и «зеленые»: солнечные электростанции, ветрогенераторы, гидроэлектростанции. Во-вторых, вредные выбросы тепловой электростанции (угольной, мазутной, газовой) являются локализованными в одном месте: грубо говоря, их легче собрать и очистить на этапе выходы из трубы станции, чем отлавливать и очищать по всему городу в выхлопных трубах автомобилей. В-третьих, зарядка электромобилей в основном происходит ночью, когда спрос на электричество существенно снижается, что поможет бороться с перепадами нагрузки на сеть и может поспособствовать меньшему использованию тех же ТЭС в пиковые моменты. Наконец, третье, отработанные аккумуляторы из электромобилей можно использовать в системах автономного питания домов, как накопители в ветрогенераторах или гидроэлектростанциях; да и в целом процесс переработки аккумуляторов уже существует.

Авто-производители поддержат?

А вот в этом нет однозначной уверенности. Ведь сегодня разработка нового бензинового или дизельного мотора обходится в сумму, сопоставимую с разработкой полностью нового автомобиля. И производители хотят вернуть свои деньги, которые когда-то были инвестированными в разработку двигателя. Кроме того, электромобили по-прежнему дороже сравнимых по классу автомобилей с обычными моторами: если в один момент отказаться от ДВС и переключится на производство электромобилей, то можно потерять много клиентов, что скажется на прибыли и загрузке заводов.

Что, в свою очередь, уже грозить социальными проблемами. К примеру, в Германии автомобиле строение входит в тройку самых важных направлений промышленности и экономики. На автомобильных заводах Германии работает около 800 тыс. человек; но в реальности, с учетом смежных производств, на автомобильную промышленность Германии работают около 2 млн. людей! Поэтому Ангела Меркель, канцлер Германии, очень осторожна в своих высказываниях о будущем электромобилей – мол «вектор в сторону электромобилей заложен, но спешить и давить мы не будем, все обсуждается с компаниями-производителями автомобилей». В тоже время, Франция, Испания, Великобритания более свободны в своем выборе: эти страны имеют развитый автопром, но он не является столь масштабным, большим, важным в рамках бюджета страны и занятости населения. Поэтому если правительство Германии, под давлением профсоюзов и автомобильных компаний, говорит в стиле «мы подумаем», то более «гибкие» страны уже практически определились – автомобили с ДВС будут запрещены к продаже в 2030-2040 гг.

Многие исследования называют даже более ранние сроки: 2020-2025 гг. Именно в это время стоимость электромобиля должна сравнятся со стоимостью ДВС-автомобиля аналогичного класса. Однако здесь все зависит от аккумулятора: его цены, емкости, скорости заряда. Если к 2020-2025 гг. аккумуляторы для электрокаров станут дешевле, обеспечат быструю зарядку и возможность долгих поездок – то и выбор покупателей в сторону электрокаров будет естественным, без учета различных дотаций и стимулов к покупке.

Производители автомобилей понимают тенденции. Отсюда заявление Volvo о полном переходе на электромоторы в будущем и выпуск к 2025 году миллиона электромобилей. Отсюда начало новой линейки Mercedes EQ и уже существующая линейка BMW i. Тогда как Volkswagen, Renault, General Motors объявляют о планах произвести более 15 экологических моделей до 2025 года. Тем не менее, производители автомобилей не спешат отказываться традиционных ДВС, но при этом, и не желают упускать и сегмент электрокаров, набирающих силу и популярность.

В итоге ситуация выглядит следующим образом: похоже, что одномоментной революции и перехода от ДВС к электромоторам ждать не следует. Будет идти планомерное развитие электромобилей, переломным станут 2020-2025 гг., когда цена электромобиля должна сравнится с ценой аналогичной ДВС-машины. Затем последует несколько лет на привыкание массового рынка к электрокарам, около 5-10 лет. И ожидаемые запреты на продажу ДВС-автомобилей в 2030-2040 гг. будут не такими уж шокирующими запретами (как это выглядит сегодня), а реальной констатацией факта – электромобили к тому времени могут занять подавляющую долю на рынке и ДВС-автомобили попросту окажутся ненужными.