tesla production plans

Все началось с Tesla Model 3, которая на протяжении первого месяца приема заказов сумела собрать около 400 тыс. заявок на покупку. Это уровень и для некоторых обычных автомобилей является великолепным, а здесь мы говорим об электрокаре (раз), который был представлен в виде ходового макета (два), и массовое производство которого начнется через год-полтора (три). Столь высокая цифра предварительных заказов на Tesla Model 3 показала огромную заинтересованность покупателей в электрокаре – как признается сам Илон Маск, изначально ожидали получить в 2-3 раза меньше заказов.

Попутно Илон Маск, похоже, принял решение «ковать железо пока горячо» – и максимально нарастить выпуск электрокаров в ближайшие сроки. Если на протяжении апреля поговаривали, что для выпуска 350-400 тыс. экземпляров Tesla Model 3 потребуется около 3-х лет, то в начале мая компания Tesla заявила, что собирается увеличить выпуск электрокаров до 500 тыс. ежегодно уже к 2018-м году, против 2020-го, как это планировалось ранее.

Tesla model 3

Так, первые серийные электрокары Tesla Model 3 должны быть собраны уже в средине 2017 года, первые покупатели должны получить свои «тройки» к концу 2017 года, а массовое производство Tesla Model 3 в объеме около 300 тыс. электрокаров в год должно стартовать в 2018 году. Таким образом, практически все потенциальные покупатели Tesla Model 3, которые уже оформили предварительные заказы, смогут получить электрокар на 1-2 года ранее обещанного – примерно в 2017-2018 годах. Но эти планы требуют от Tesla мобилизации всех усилий, быстрого и радикального увеличения объема производства – вот откуда взялась идея «500 тыс. к 2018 году» (около 300-400 тыс. Tesla Model 3 плюс около 100 тыс. Tesla Model S и Tesla Model Х).

teslas

Однако легко сделать заявление на словах. А вот воплотить его в жизнь – намного сложнее. Давайте оценим плюсы, преимущества, возможности компании Tesla, которые помогут достичь поставленной цели. И проблемы, которые могут помешать в этом.

Готово ли производство к 500 тыс. электрокаров в 2018 году?

В первом квартале 2016 года компания Tesla выпустила чуть менее 15 тыс. электрокаров двух моделей, причем отмечался недостаток производства Tesla Model Х по причине нехватки комплектующих. Компания заявила о решении проблемы и обещает нарастить производство, чтобы закончить 2016 год на уровне 80-90 тыс. произведенных и проданных электромобилей, из которых на долю Tesla Model S придется около 40-50 тыс. электрокаров, а на кроссовер Tesla Model Х – около 30-40 тыс. единиц.

Однако обратите на формулировку «нехватка комплектующих». Говорят, что именно смежные производства-партнеры не смогли вовремя подготовить элементы специальных дверей Falcon Wings, из-за чего запуск серийного производства кроссовера Tesla Model Х отложился на 1,5 года. И даже когда «серия» стартовала, пресловутая проблема с комплектующими деталями от сторонних производителей осталась.

tesla model x

Ведь компания Tesla, равно как и другие производители автомобилей, не выпускает все до последнего винтика у себя на заводах. Здесь используются компоненты Bosch, ZF, Magna, SKF и других компаний. Основные компоненты и узлы, которые производятся у партнеров, это: детали подвески, рулевого управления и салона. Компания Tesla самостоятельно производит только аккумуляторы и электромоторы, штампует и сваривает детали кузова, занимается финальной сборкой электромобиля. В итоге если кто-то из партнеров откажется резко нарастить выпуск деталей для массового запуска Tesla Model 3, то придется искать нового поставщика или откладывать запуск электромобиля.

Схожая проблема есть и внутри самой компании Tesla. Так, фабрика аккумуляторов Gigafactory строится в несколько этапов, ее запуск планируется на конец июля., но лишь на первом этапе, а выход на полную мощность – около 500 тыс. АКБ – был запланирован на 2020 год. Теперь максимальной продуктивности следует достичь на 2 года раньше.

tesla gigafactory

Кроме того, существует и вопрос «где собирать электрокары»? Головной завод Tesla в Калифорнии рассчитан на 500 тыс. электромобилей, но сейчас он реально работает с мощностью 50-60 тыс. электрокаров в год, и чтобы переформатировать производство под объем в 10 раз больше нынешнего, тоже нужно время, деньги, новые сотрудники. Хотя именно в этом вопросе Tesla может даже обогнать свои планы: кроме основной фабрики в США, у компании уже есть сборочный завод в Европе, также встречается информация о желании создать завод в Китае. Словом, пока вопрос мощностей производства менее всего ограничивает компанию Tesla в амбициозном плане «500 тыс. в 2018 году».

Есть ли деньги на производство 500 тыс. электрокаров в 2018 году?

В целом, почти любую проблему можно решить при наличии определенных денег. Но есть ли они у Tesla? На самом деле, несколько последних лет Tesla показывает только убытки, при этом оборот и капитализация компании растут. Можно сделать вывод, что инвесторы верят в успех Tesla и вкладывают деньги в компанию, а убытки Илон Маск объясняет большими затратами на запуск новинок – фабрики аккумуляторов Gigafactory и кроссовера Tesla Model X. Теперь к расходом добавляются и затраты на запуск Tesla Model 3, но именно «тройка» должна стать прорывом – ожидается, что от реализации только предварительно заказанных электрокаров Tesla Model 3 компания сможет получить $14 млрд.!

tesla model 3

Для того, чтобы иметь дополнительные деньги на расширение производства электрокаров и ускоренное завершение фабрики Gigafactory, компания Tesla в средине мая 2016 года объявила о дополнительном выпуске и продаже акций, что должно помочь привлечь около $2 млрд.

А инвесторы придут. Ведь только на заявлениях о желании выпускать 500 тыс. электрокаров в 2018 году вместо намеченного ранее 2020 года, акции Tesla подорожали на 5%; т.е. для инвесторов, которые зарабатывают на покупке-продаже акций, компания будет Tesla интересна.

tesla model s, 3, x

Кроме того, если завод по производству электрокаров в Китае таки начнут строить, то Tesla сможет получить некоторые дополнительные деньги, которые до начала масштабных строительных работ (полгода-год) можно будет использовать для других целей. Хотя здесь все под большим вопросом, ведь мы не знаем, будет ли завод вообще, и как будет осуществляться финансирование проекта – возможно, из полностью закрытого фонда, который будет закрыт для других направлений. Словом о китайских деньгах и китайском заводе Tesla говорить пока слишком рано. Но его стоит иметь ввиду.

И что в итоге?
Создается впечатление, что Tesla стоит перед каменной стеной: если откажется один из партнеров-смежников, если не успеют с Gigafactory, если не найдут дополнительных денег… Слишком уж много «если». Но у компании Tesla есть один козырь в рукаве, который может перебить все – Илон Маск.

Илон Маск

Иррациональная вера в успех, желание работать 28 часов в сутки, умение выжимать «все соки» из инженеров и рабочих, заряжая их энергией и верой в успех. Если все получится в 2018-м году, то конкуренты Tesla в значительной мере ощутят давление максимально ускорить свои планы производства, чтобы уже через пару лет не потерять свою часть столь быстро растущей ниши электромобилей, куда уже сегодня стремятся попасть с десяток новых стартапов, подкрепленных миллиардными инвестициями. И это не громкие слова, а вполне возможная реальность.