Бам! И в мире появился новый производитель электромобилей. Именно так можно описать историю Rivian Automotive. Что это: очередной «старт-ап для прожигания денег» или зарождение новой потенциально успешной компании?

Компания Rivian Automotive (далее просто Rivian) лишь недавно представила две свои первые модели электромобилей, которые должны приехать к клиентам аж в 2020-2021 гг. – но уже собрала инвестиций на $1,7 млрд. Как так? На первый взгляд, перед нами компания-новичок, которой просто повезло, успех буквально свалился на голову. Но все далеко не так: на самом деле за спиной Rivian довольно большой опыт работы, толковые люди «у руля», парочка фирменных секретов и ноу-хау.

Начнем издалека, а именно – 10 лет назад, 2009 год. Именно тогда была основана компания Avera Motors, которая была изначально нацелена на создание электромобилей. Основателем и руководителем компании стал Роберт Скэриндж. Со временем по ряду причин компанию пришлось переименовать в Rivian, но за 10 лет было сделано не только это. Во-первых, были сформированы четыре научно-технических центра в США. Во-вторых, был выкуплен бывший завод Mitsubishi в США (штат Иллинойс, 500-1000 рабочих мест) и получены налоговые льготы на $50 млн.

Зачем все это компании, о которой пару лет назад никто толком и не знал? Затем, что уже тогда закладывались основы будущего успеха Rivian. Как упоминалось выше, компания решила сосредоточиться на разработке электромобилей, также еще одним ключевым направлением является автономный транспорт. В итоге компания Rivian выбрала два направления, которые (как уже стало понятно сегодня) являются наиболее интересными перспективными для автомобильного мира. Причем Rivian собирается работать не только, как Tesla (производство электромобилей под своим брендом), но также, и как Rimac (инжиниринг и создание электромобилей для других компаний).

И в этом поможет уже созданная платформа Rivian Skateboard Platform: модульная архитектура позволяет гибко менять размеры и емкость аккумулятора будущего электромобиля, четыре электромотора (по одному на колесо) позволяют улучшить проходимость и управляемость – даже можно реализовать «управляемый вектор тяги»! Кстати, могут использоваться электромоторы максимальной мощностью до 203 л.с. – итого 800 «лошадей» на колесах. Плюс независимая пневматическая подвеска колес, предустановленные тормоза с функцией рекуперации, управляющая электроника, готовые к подключению контакты и разъемы. Все, что нужно конечному производителю электромобиля – это лишь разработать свой кузов и салон, да «одеть» их на платформу Rivian.

Кроме того, компания Rivian активно работает над созданием особо крупных аккумуляторных батарей: уже заявлены проекты АКБ емкостью 80 кВтч (минимум), среднего аккумулятора на 120-135 кВтч, и максимальной «батарейки» на 180 кВтч.

Неудивительно, что данной платформой уже заинтересовались компании Ford и Pininfarina, которые хотят строить электромобили под своим брендом: с точки зрения финансовых и временных затрат сотрудничество с Rivian может оказаться более выгодным, чем создание столь масштабной основы под электромобиль собственными силами.

Все наработки компания Rivian продемонстрировала на примерах двух первых собственных моделей – внедорожника R1S и пикапа R1T. Первый предлагает длину 5,04 м и 3-рядный салон – это полноценный крупный внедорожник с полным приводом. Максимальная скорость достигает 201 км/ч, на разгон 0-60 миль/час (0-97 км/ч) требуется лишь три секунды. Планируемая цена – от $65 тыс.

Пикап отличается увеличенной длиной (5,48 м) и 2-рядным салоном, зато предлагает большой кузов и меньшую цену – обещано от $61,5 тыс.

Несложно догадаться, что обе модели унифицированы между собой в использованной технике (компания-производитель заявляет об использовании идентичных деталей на 91%): описанная выше платформа-скейтборд, пневматическая подвеска с возможностью регулировки клиренса (20-36 см), четыре электромотора, 800 л.с. мощности, 1400 Нм крутящего момента. А также – три аккумулятора на выбор покупателя: минимум 105 кВт (запас хода 370 км), средний вариант 135 кВтч (около 480 км), максимум 180 кВтч (до 650 км). Производство и продажи двух первенцев Rivian стартуют в 2020-2021 гг.

Что же, выходит у Rivian уже есть научно-технические центры, реальный завод для производства электрокаров, две готовые модели, фирменная платформа-трансформер для продажи клиентам под заказ – уже неплохо. Однако и это далеко не все: еще у Rivian есть люди.

Во главе компании по-прежнему стоит Роберт Скэриндж, которого уже сравнивают с Илоном Маском и Мате Римаком. В совете директоров – Том Гейл (в прошлом один из ТОП-менеджеров Chrysler, приложивший руку к Jeep, Viper, Ram) и Энтони Шерифф (один из ТОП-менеджеров Rimac). Руководитель отдела инжиниринга – Марк Виннелс, в прошлом один из ключевых инженеров McLaren. Да и компания Ford, когда инвестировала $500 млн. в компанию Rivian также выделила своего человека «присматривать за деньгами»: Джо Хиндрик теперь в совете директоров Rivian и наверняка сможет привнести специфический, но полезный опыт управления от крупного автомобильного производителя мирового масштаба. Кстати, об инвестициях – с этим тоже все хорошо. Помимо вышеупомянутых вложений от «американцев», также компания Rivian уже получила инвестиции от Sumitomo и Cox Automotive по $500 млн. от каждого и вложения от Amazon в размере даже $700 млн.

Неплохо для компании, которая появилась «с нуля» всего 10 лет назад, правда?