зарядка-розетка-електромобиля-скорость-цена

Розетка и зарядка: в чем разница и что имеется ввиду

Существует три способа зарядки электрокара. Первый способ, самый медленный, т.н. «ночная зарядка» – использование обычной розетки и зарядного блока, подобного «заряднику» ноутбука, только увеличенному в три-пять раз. Тогда между розеткой и электромобилем имеется зарядный блок и его проводка, а ограничителем мощности (и, соответственно, скорости зарядки) выступает либо зарядный блок, либо сама розетка. Второй способ – использование специальной зарядной станции, т.н. «ускоренной зарядки»: ее мощность выше (5-22 кВт); ток передается от зарядной станции в электромобиль по специальному кабелю, поэтому промежуточного блока нет; ограничителем мощности (и, соответственно, скорости зарядки) здесь выступает либо зарядная станция, либо встроенная зарядка-преобразователь самого электрокара. Существует еще и третий способ – быстрые зарядные станции формата «80% АКБ за 30 минут»: Tesla Supercharger, CHAdeMO, CCS Combo, пр. Однако сейчас речь о нем не идет, поскольку подобные зарядные станции слишком дороги для обычного автолюбителя или компании; они используются только теми операторами, кто создает сеть подобных «быстрых зарядок» и строит на этом бизнес.

Скорость заряда: розетка vs зарядка – 0:1 в пользу последней

Максимальная мощность розетки с напряжением 220 В составляет от 2 кВт (сила тока в розетке 10 А) до 3,5 кВт (сила тока в розетке 16 А); более мощные обычные розетки в Украине обычно не встречаются. С учетом того, что для современного электрокара расход электроэнергии из тягового аккумулятора составляет 15-18 кВтч на 100 пробега, это означает, что за один час использования зарядки от розетки можно пополнить АКБ на 10-20 км пробега.

зарядка электромобиля- от розетки 220

Максимальная мощность ускоренных зарядных станций достигает 22 кВт, но здесь все упирается в возможность самого электрокара, его встроенного преобразователя. Ранее многие электромобили обходились зарядкой мощностью около 3,3 кВт как раз в расчете на использование обычной розетки для медленной зарядки. Но сегодня все чаще встречаются встроенные зарядки-преобразователи мощностью 6,6-7,2 кВт (Hyundai Ioniq, Nissan Leaf и VW e-Golf после обновления). Встречаются даже рекордсмены с более высокой мощностью: Mercedes B-класса ED – 10 кВт; Tesla Model S и Tesla Model X (в зависимости от версии) – 10-16 кВт; Renault ZOE – даже 22 кВт. К примеру, в последнем случае при использовании ускоренной зарядной станции мощностью 22 кВт, за один час можно зарядить почти весь аккумулятор Renault ZOE, что обеспечит пробег около 150 км. Т.е. скорость пополнения пробега, в случае использования «ускоренной» зарядной станции против зарядки от розетки, оказывается выше в 7-10 раз!

зарядка для электромобиля-ускоренная

Даже если взять самые слабые зарядные станции мощностью 4,6 кВт, они все равно обеспечивают большую скорость пополнения запаса хода и заряда аккумулятора электромобиля – примерно в 1,5-2 раза относительно розетки. Но преимущества ускоренной зарядки не только в этом…

Безопасность и удобство: розетка vs зарядка – 0:2 в пользу последней

Кстати, об оснащении: как правило, «ускоренные зарядки» ведущих производителей имеют массу систем защиты от поражения электрическим током. Как минимум, речь идет о детекторе утечки тока, системе защиты от короткого замыкания. Современные модели, которые соответствуют сертификатам ZE Ready и EV Ready отвечают и ряду требований к параметрам сопротивления: сопротивление должно быть низким – ниже, чем у тела человека, чтобы «в случае чего», электроток ушел в заземление зарядки, а не в человека. Более того, зарядные станции контролируют напряжение подачи энергии, делают подачу тока равномерным, что делает процесс зарядки более безопасным как для электросети, так и для электромобиля. Наконец, большинство моделей зарядный станций имеют пыле- и влагонепроницаемый корпус; конечно, речь не идет о возможности работы под водой, но дождя (даже сильного) они не боятся, равно как и летней жары или пыльного ветра.

В случае с зарядкой от обычной розетки, защита от воды и пыли возможно лишь в случае создания вокруг розетки защитного бокса, да и здесь защита довольно условна. Защита от поражения электрическим током полностью ложится на зарядный блок, которые находится на пути от розетки к разъему электромобиля – но его защитные возможности ниже, чем у полноценной зарядной станции. В дополнение к этому, часто розетки и проводка не предназначены для длительной передачи высокого уровня тока, что может привести к нагреву и плавлению как самой розетки, так и штекера зарядки. Поэтому, если и использовать розетку на постоянной основе необходимо побеспокоиться о надежности ее подключения. Не удивительно, что производители электромобилей советуют использовать зарядку от розетки лишь, как дополнительный способ пополнения энергии, а не как основной.

зарядки-электромобили для дома

Добавьте к этому наличие зарядных станций с уже установленным кабелем для зарядки электрокара. Данное решение служит не только безопасности, но и удобству – теперь не нужно возить кабель для зарядки в электромобиле, упрощается подключение к зарядной станции: подъехал, открыл лючок для зарядки, подключил кабель – готово! На первый взгляд, зарядная станция со встроенным кабелем несколько ограничивает количество моделей электромобилей, которые можно заряжать; однако выходом из данной ситуации могут быть специальные переходники «ТИП1 на ТИП 2» или «ТИП 2 на ТИП 1».

При этом, безопасность и скорость зарядки важна не только для домашнего использования, но и для заведений и разных видов бизнеса, которые сегодня все чаще делают выбор в пользу предоставления данного удобства для своих посетителей. И вполне логично, что любому бизнесу важно обеспечить максимально безопасный, а также удобный способ зарядиться, чтобы их клиенты были удовлетворены их сервисом и уменьшить возможные риски связанные с не качественной зарядкой электромобилей.

Контроль и учет: розетка vs зарядка – 0:3 в пользу последней

Еще одним преимуществом специальной укорененной зарядной станции является возможность контроля подачи электроэнергии, что позволяет избежать несанкционированного подключения «чужих» электромобилей и перерасхода электроэнергии. Встречаются три основных вариантах: управление с помощью ключа или с помощью магнитной карты или с помощью мобильного приложения, которое дает доступ к так называемым «умным зарядкам». В первом случае – для активации зарядной станции нужно вставить и провернуть специальный ключ; во втором – поднести магнитную карту к определенной области считывания. Тогда как третий способ – наиболее удобен для бизнесов, которые рассчитывают иметь множество посетителей на электромобилях, ведь они имеют возможность присоединиться к платформам мобильных зарядок, получая дополнительные маркетинговые инструменты.

Теоретически доступ к розетке также можно ограничить – к примеру, спрятать розетку в бокс с замком, поставить электрический включатель в офисе, на пути проводки, идущей к розетке – но практически все получается сложно, громоздко, не эстетично. Наконец, существуют зарядные станции со встроенным счетчиком расхода электроэнергии, которые позволяют вести определенный учет. Вариант выхода для обычной розетки – лишь установка отдельного счетчика электроэнергии на пути проводки, идущей к розетке – снова-таки громоздко, сложно, не эстетично.
Да и в итоге – дорого: если обустроить розетку, бокс с замком для нее, электросчетчик, то в итоге финансовые затраты могут быть сравнимы с покупкой хорошей «ускоренной» зарядной станции, которая включает в себя все необходимые системы и оснащение.

Цена вопроса: розетка vs зарядка – 1:3 в пользу первой; но с оговорками…

А вот здесь розетка и медленная «ночная» зарядка однозначно выигрывают. Потому, что цена обустройства розетки составит лишь $20-50 – непосредственно сама розетка ($5-10), проводка к ней ($10), оплата работнику при установке (если потребуется). Однако вспомните предыдущие разделы: если придется ставить электросчетчик, закрывающийся бокс с замком, «автомат» защитного отключения («рубильник») – то цена обустройства подобной зарядной точки заметно возрастет и приблизится к цене покупки и установки готовой зарядной станции. Последняя стоит от $600-900 (4,6-7 кВт) до $1200-$1800 (10-22 кВт).

зарядкная станция-электромобили

Итоги: «розетка» vs «зарядка» – преимущества и модели использования

А теперь подведем итоги этого виртуального сражения обычной медленной ночной зарядки от розетки и специально ускоренной зарядки (зарядной станции). Как видим из предыдущих разделов, практически в каждом вопросе специальная зарядная станция оказывается лучше розетки: дает больше мощность и быстрее заряжает электромобиль; обеспечивает максимальную защиту человека от поражения электрическим током; позволяет ограничивать подачу тока и вести учет расхода электроэнергии. Обычная розетка и слабая зарядка выигрывают лишь в «цене вопроса», да и то при условии, если не требуется сложная установка. А это подводит нас к модели использования разных зарядок.

Вариант с обустройством розетки для зарядки – подходит только в том случае, когда электрокар ночует в гараже или на собственном парковочном месте, используется ежедневно примерно в одинаковом режиме (дом, работа, школа, магазины) и ежедневный пробег плюс-минус одинаковый. Причем даже в подобном случае установка ускоренной зарядной станции – пусть даже слабой (4,6-7 кВт) и дешевой ($600-900) – не лишена смысла: скорость заряда все равно в 2-3 раза больше, чем от розетки; заметно лучше системы безопасности; выше удобство использования (можно выбрать модель с предустановленным проводом, добавить ключ-блокиратор).

А вот если изначально выбрать ускоренную зарядную станцию, то она открывает намного больше возможностей. Во-первых, это быстрая зарядка электромобиля, что пригодится всегда и везде. Во-вторых, при использовании в публичных местах – кафе и рестораны, галереи и выставки, торгово-офисные центры – это средство привлечения новых клиентов, повод для упоминания в разговорах, публикациях, социальных сетях. При этом – уже в-третьих – ускоренная зарядная станция высокого уровня дает возможность контроля расхода электроэнергии, удаленного управления зарядкой и при необходимости, ограничения доступа по ключу или магнитной карте. Наконец, при использовании в службе доставки или для курьеров компании – четвертое – возможность использования зарядной станции с предустановленным кабелем (автопарк компании состоит из однотипных электромобилей), что повышает удобство использования зарядки.

Прочли до конца? Теперь вы понимаете, почему наш выбор и совет – использование ускоренной зарядной станции.

  • Kosmodemyan

    Забыли еще один немаловажный фактор отметить. Быстрая зарядка АКБ большим током быстрее деградирует батарею. Впрочем, также как и езда “газ в пол”

    • Ruslan Khorin

      быструю (DC 50-120 кВт) зарядку тут не рассматривали. Только ускоренную (AC 3-22 кВт). см. первый абзац.
      И на счет быстрых – тоже не факт- Supercharger позитивно влияет на АКБ Теслы. https://e-move.com.ua/batarei-tesla-snova-dokazali-cvoyu-porazitelnuyu-iznosostoykost/

      на счет других авто, которые используют chademo или combo- повредить может разве что постоянное, частое использование быстрых зарядок.