Похоже, компания Tesla сегодня оказалась в одном из самых жестких кризисов в своей истории: попытки экономии денег, увольнения ключевых менеджеров-управленцев, падение цены акций – и, в итоге, угроза банкротства к концу 2019 года… Что вообще происходит? И что делать?

Компания Tesla и проблемы с начала 2019 года: падение цены акций

Начало 2019 года для Tesla выдалось успешным – компания подвела итоги 2018-го и зафиксировала второй подряд квартал в прибылью. Казалось бы, вот оно – устойчивое и крепкое начало долговременного успеха, которого так ждали инвесторы и руководители Tesla. Однако первый квартал снова показал впечатляющий «минус» в $702 млн. – и вдруг, но этот факт вскрыл массу проблем внутри компании. Одним из самых ярких заявлений стали слова Илона Маска о том, что запасов финансирования компании хватит лишь на 10 месяцев работы – т.е. если Tesla не начнет снова работать «в плюс», то уже к концу 2019 года компания может стать банкротом. Илон Маск призвал тщательно экономить деньги и контролировать расходы, финансовый директор компании должен подписывать каждую страницу отчета расходов, лично Маск – каждую десятую страницу отчета.

Странное заявление об экономии денег и важности достижения прибыли от компании, которая последние несколько лет почти всегда работала «в минус», правда? В том и дело, что последние несколько лет компания Tesla предлагала рынку новинку – электромобиль Tesla и мир вокруг него: создание собственной сети зарядных станций Supercharger, фабрика по производству аккумуляторов Gigafactory. Динамичное развитие требовало затрат (поэтому компании и была все время «в минусе»), но в это будущее верили инвесторы – и давали деньги на новые и новые проекты Tesla: разработка новых моделей, строительство новых заводов. Причем они еще и зарабатывали на росте акций: даже с учетом почти постоянной работы компании с потерей денег, акции Tesla росли – т.е. единожды купив акции компании, через год их можно было продать дороже, невзирая на то, что за этот год Tesla снова потеряла деньги.

Так вот, рост цены акций Tesla закончился, началось падение: сегодня акции Tesla стоят около $210 за единицу, что на 30% меньше, чем стоили год назад (а ведь был период максимальной цены около $370-380). Инвесторы сейчас теряют – и начинают спрашивать с Маска о прибыли, чтобы получить хоть какие-то деньги в виде дивидендов. Вот почему для Tesla важно снова стать прибыльной: пусть даже компания не будет выплачивать дивиденды, но важно показать – мы можем зарабатывать деньги. С одной стороны – это поможет успокоить существующих инвесторов и поднять цену акций. С другой стороны – это поможет обойтись своими финансами и больше не требовать привлечения новых инвесторов.

Вообще, если посмотреть глобально, то проблема Tesla в том, что компания больше не предлагает «уникальный мир электромобилей». Сегодня в сегмент электрокаров пришли сильные игроки из традиционного автомобильного мира: премиум – Audi, Jaguar, Mercedes, средний класс – Renault, Nissan, Hyundai, ждем важных новинок от VW. Эти компании не требуют привлечения внешних инвесторов, они сильнее «стоят на ногах» даже с собственными деньгами, располагают многочисленными заводами по всему земному шару. И теперь научились создавать электромобили, а также инфраструктуру вокруг них. Эти компании зашли в тот «мир электромобиле», которые еще пару лет назад создавала и где безгранично правила Tesla. Но кроме игры с акциями и финансами, к нынешней ситуации с компанией Tesla привели и другие факторы.

Увольнения людей, неудачи Solar City, отношения со СМИ…

В начале года произошла череда отдельных ситуаций, который сложились в негативную картину для Tesla. Во-первых, уволились несколько ТОП-менеджеров компании, последней потерей стало увольнение HR-директора (директор по персоналу). Кажется, что в увольнении одного-двух человек нет никаких проблем, можно найти замену. Но массовые увольнения за короткий промежуток времени означают, что внутри компании дела идут не слишком уж гладко. Во-вторых, как признался Илон Маск, есть проблемы в работе со СМИ. Частенько «в погоне за сенсацией», СМИ выбирают только самые негативные новости о Tesla: аварии с автопилотом, падение цены акций компании, потери денег по итогам квартала – и это приводит к формированию негативного образа вокруг Tesla. Наконец, в-третьих: в США отменили федеральные льготы на покупку электромобилей, что моментально привело к повышению цены на электрокары. Компания попыталась это скомпенсировать и самостоятельно опустила цены на свои электромобили, что привело к потере некоторой прибыли. Да и резервы опускать цену не слишком велики. Если в дорогих моделях Tesla Model S и Tesla Model X еще можно «поиграть» с ценой и комплектацией, то более доступный электрокар Tesla Model 3 таких возможностей не дает. Вот вам одна из причин, почему до сих пор так «со скрипом» запускается самая доступная (и самая ожидаемая) версия электрокара Tesla Model 3 с обещанной ценой $35 тыс.

Но не будем превращаться в СМИ, которые несут лишь негатив о Tesla. Давайте рассмотрим и те плюсы, которые сейчас есть у компании и которые могут помочь выйти из кризиса.

Даже в нынешней ситуации – у Tesla есть плюсы и перспективы…

Прежде всего, начнем с электрокара Tesla Model 3: компания вышла на темп производства около 1000 электрокаров в день. Причем, если верить Маску, с таким темпом продажи все равно немного превышают возможности производства – значит, нет затоваривания складов, клиенты вовремя получают свои электрокары. Удержание подобного объема производства позволит компании установить рекорд продажи по итогам 4 кв. 2019 года – а, вместе с ним, достичь и прибыли в работе.

Успешной работы должны способствовать и новые модели: выход кроссовера Tesla Model Y и дебют первого пикапа Tesla. Плюс в ближайшем времени должны стартовать продажи самой доступной версии Tesla Model 3. Наконец, ожидается существенное обновление для Tesla Model S и Tesla Model X. Эти электромобили уже получают электромотор с кодовым названием RAVEN от Tesla Model 3, который отличается повышенным КПД – вплоть до 97% против 93% в электромоторах, которые использовались ранее. Основной выигрыш достигается при езде в городе, где требуются постоянные разгоны/торможения (рекуперация). Кроме того, для двух старших моделей Tesla ожидается дальнейшее развитие и совершенствование аккумуляторных батарей (ждем 120-130 кВтч), обновление внешнего дизайна, новые салон – в стиле Tesla Model 3, но с отдельным экраном и приборами перед водителем. Если все пойдет по плану, но существенно обновленные Tesla Model S и Tesla Model X должны дебютировать уже до конца 2019 года.

Наконец, когда мы говорим о Tesla, то цельную картину о компании никогда нельзя формировать только по электромобилям – нужно смотреть на «мир Tesla» вообще. К примеру, недавно компания Tesla приобрела производителя аккумуляторов Maxwell, что обязательно поможет в дальнейшем развитии и совершенствовании тяговых батарей. Продолжается развитие и наращивание мощности фабрики Gigafactory, плюс аналогичный завод аккумуляторов строится в Китае. До конца года может быть запущена фирменная программа страхования владельцев электрокаров Tesla. Ожидается выход новой версии автопилота, который станет «умнее» и сможет самостоятельно отвозить автомобиль на парковку или привозить его по вашему вызову.

Как видите, у Tesla есть еще «козыри и рукаве», которые могут спасти компанию от банкротства в конце года, чего мы бы очень не хотели. Хотя может быть еще один выход из ситуации – перепродажа компании Tesla. Причем покупателем, скорее всего, будет выступать совсем не автомобильная компания (у большинства мощных игроков автомобильного мира уже есть свои проекты электромобилей), а внешняя компания, которая хочет сразу зайти в мир автомобилей/электромобилей и обладает довольно большим финансовым ресурсом. Парочка имен напрашивается сразу – Apple, Google, Amazon. Словом, второе полугодие для Tesla обещает быть сложным, но интересным.