Выбору зарядной станции следует уделить не меньше внимания, чем выбору электрокара: ведь качественная зарядка – это залог не только удобства и скорости подзарядки, но и безопасности для человека.

Изначально следует разделить зарядные станции по двум группам: мировые компании – Schneider Electric, KEBA, CIRCONTROL, др. и локальные производители. В первом случае речь идет о продукте ТОП-класса, которые учитывают детальнейшие требования и оснащены всевозможными датчиками безопасности. Во втором случае – речь идет о производителях «noname», которые могут использовать различные комплектующие (от хороших до откровенно плохих) и собирают зарядные станции по правилам самостоятельно-установленных ТУ (технических условий).

В прошлом E-MOVE уже рассказывал о зарядных станциях на примерах KEBA и Schneider Electric: различные серии, особенности конструкции, различные типы и функционал. Однако острота проблемы качественных зарядных решений требует повышенного внимания – поэтому мы решили вернуться к теме мировых стандартов и сертификатов зарядных устройств, которых соблюдают массовые производители.

Общие электротехнические стандарты

Во-первых, отметим, что существуют общие электротехнические стандарты и требования различных организаций или технических институтов. Эти стандарты и правила, в виде сертификатов, подготовлены на основе многолетнего опыта сотрудников, мастеров, специалистов – может быть указана допустимая рабочая температура, класс изоляции, пожароустойчивость, контроль утечек тока, параметры точности для измерительного оборудования, пр. К примеру, зарядные станции Circontrol, KEBA KeContact P30 имеют сертификаты соответствия требованиям и стандартам VDE, OVE/ONORM, IEC. Но что они означают, что это за стандарты и организации? Разберемся вместе.

Немецкая ассоциация VDE объединяет технических экспертов разных направлений, включая и экспертов по электротехнике. Они разрабатывают свои стандарты, технические правила, требования, а производители различных электротехнических приборов могут пройти процедуру сертификации и подтверждения соответствия этим стандартам. Как правило, стандарты и требования VDE более жесткие и требовательные, нежели CE (обычные европейские стандарты для электроприборов).

Еще один подобный пример – австрийский стандарт OVE/ONORM, который описывает контроль утечек тока при зарядке: система должна распознавать утечки тока силой 6 мА и отключать подачу электроэнергии. Это сделано в целях безопасности и недопустимости поражения электрическим током человека или повреждения различных приборов, встроенных электротехнических компонентов, узлов и деталей электрокара.

Наконец, зарядные станции европейских производителей имеют подтверждение на соответствие европейским стандартам IEC 61851 (International Electrotechnical Commission). Здесь описаны общие требования к зарядным станциям для электромобилей. Но кроме общих требований есть еще и специфические – от производителей электрокаров и подзаряжаемых гибридов.

Фирменные сертификаты производителей электрокаров и гибридов

Помимо общеевропейских и мировых стандартов, которые описывают зарядные станции или электротехнические приборы вообще, также разработаны специфические стандарты и требования от компаний-производителей электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Так, зарядные станции Schneider Electric, Circontrol, KEBA отвечают требованиям и имеют фирменные сертификаты соответствия от Nissan (EV Ready), Renault (ZE Ready), Mitsubishi (лист соответствия требованиям гибрида Outlander PHEV). Давайте разберемся с ними детально.

ev-ready-сертификат

Фирменный стандарт EV Ready изначально был разработан компаниями Nissan и Renault еще в начале 2000-х годов, когда стало ясно, что у электромобилей есть будущее и вышел серийный Nissan LEAF. Со временем EV Ready стал больше, чем фирменным стандартом – фактически стал общепринятым мировым сводом правил, где описывались требования к зарядным станциям, правила их установки, процедура сертификации мастеров по монтажу и т.д. Знак EV Ready может получить компания-производитель зарядных станций, сертификат может получить компания, занимающаяся их установкой – но от этого значимость EV Ready не становится меньше. Даже наоборот: здесь выдвигаются жесткие требования безопасности – допустимая рабочая температура, изоляция проводки. Компания KEBA провела сертификацию своих зарядных станций серии KeContact еще в 2013 году на основе актуальной модели Nissan LEAF – на текущий момент зарядные станции производителей Schneider, KEBA, Circontrol отвечают самому актуальному стандарту EV Ready 1.4С.

Следующим сертификатом есть фирменный стандарт соответствия ZE Ready. Аналогично, как и в предыдущем случае, ZE Ready – это набор фирменных требований, правил, стандартов от компании Renault для электрокаров серии ZE. Здесь описано масса параметров: рабочая температура, заземление, контроль утечки тока, пр. Кроме того, ZE Ready описывает правила установки зарядных станций, требования к качеству зарядок, и т.д. Стоит отметить, что требования ZE Ready являются довольно специфическими и высокоуровневыми: так, выставлено требование качественного заземления – во избежание поражения человека электротоком, есть требование о возможности «общения» зарядного устройства с электрокаром – для правильной подзарядки и сохранения хорошего состояния аккумулятора электрокара. Компании Schneider, KEBA, Circontrol получили утверждение и знак ZE Ready для своих фирменных зарядных станций – причем, самого высокого на сегодняшний день уровня ZE Ready 1.4D.

Наконец, компания KEBA также располагает письмом-подтверждением от компании Mitsubishi Motors Corporation о пригодности зарядных станций KeContact P30 для использования при подзарядке гибрида Outlander PHEV. Письмо выдано после прохождения всех необходимых испытаний и тестов в исследовательском центре IDIADA (Испания) – фактически, это общеевропейское признание.

Почему столь важно соответствие фирменным стандартам производителей? Потому, что сегодня в Украине уже стартовали официальные продажи электрокаров Renault ZE, вот-вот стартуют продажи Mitsubishi Outlander PHEV, появились новые Nissan LEAF 2-го поколения. И никто – ни дилер, ни владелец электрокара или гибрида – не хочет рисковать своим здоровьем и состоянием своего «железного друга». А потому владельцы электрокаров и гибридов все чаще будут обращать внимание не только на наличие зарядной станции, но и на ее качество.

И здесь зарядные станции известных ТОП-производителей – будь-то Schneider Electric, KEBA или CIRCONTROL – отвечают как общемировым или общеевропейским стандартам, так и фирменным стандартам Renault, Nissan, Mitsubishi – являются настоящим примером высокого качества. Поэтому, при выборе зарядного устройства, роль играет не только цена и мощность устройства, но и стандарты безопасности, которые могут быть гарантированы пользователям.